ПОРЯДОК РАСчЕТА НАчАЛЬНОЙ ЦЕНЫ КОНТРАКТА

Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и исполнение услуг для государственных и государственных нужд» требует в извещении (приглашении) о проведении открытых (закрытых) торгов указывать начальную (максимальную) цену контракта, а при размещении заказа путем запроса котировок – максимальную цену контракта. Предполагается, что контракт не может превысить этого значения, за исключением ситуации, когда никто из участников размещения заказа не подал заявку, и заказчику приходится менять условия закупки. В любом случае очень важно точно определить начальную (максимальную) цену контракта: ведь если заказчик покажет ее ниже, чем она складывается на рынке, то производителю (поставщику, подрядчику, исполнителю) будет не выгодно заключать государственный контракт, а если цена заказчика будет завышенной – это станет предметом разбирательства компетентных органов (почему при сложившейся на рынке цене заказчик заведомо повышает ее, планируя дополнительные расходы бюджета: нет ли в этом личного умысла?).
Ориентиры для выбора начальной (максимальной) цены государственного контракта и разновидности цен государственных контрактов
При выборе ориентиров начальных (максимальных) цен государственных контрактов необходимо сформировать типовую (репрезентативную) выборку для обработки статистики, т.е. сделать выборку из прошлого опыта подобных торгов. Например, при закупке персональных компьютеров подобной конфигурации и подобного назначения, в частности, для департамента государственного заказа. Возьмем после обработки статистики в качестве базиса среднее взвешенное арифметическое.
При обработке статистики предыдущих конкурсов на аналогичную продукцию используются в основном две величины: средняя арифметическая и средняя арифметическая взвешенная.
Например: при закупке ПК на 3 конкурсах были такие цены:
15000 руб., 18000 руб., 21000 руб.
         Таким образом, средняя арифметическая цена равна:
Цар = (15000 +18000 + 21000) / 3 = 18000 руб.
            Средняя арифметическая взвешенная цена определяется следующим образом.
         Предположим, при закупке ПК на 10 конкурсах 7 раз цена была – 15000 руб., 2 раза – 18000, 1 раз – 21000:
Цср.ар.вз. = (7 х 15000 + 2 х 18000 + 1 х 21000) = 16200 руб.
         В качестве базисной выбирается эта цена:
Цб = Цср.ар.вз.
         и ориентиром будет:
Цо = Цср.ар.вз.(I),
         где: I – индекс инфляции.
Таким образом, выше описана общая схема выбора ориентира и установление начальной (максимальной) цены государственного контракта, которую целесообразно выбирать на основе нижнего предела:
Цо = Цб (I),
         где: Цб – цена, полученная при обработке статистики, т.е. среднее взвешенное арифметическое; I – индекс инфляции.
Выбранный ориентир учитывает как предыдущую информацию на рынке государственных закупок данной продукции по конкурсу, так и инфляционный прогноз. Соответственно верхний предел – объем финансирования по данному предмету закупок.
Это универсальная схема выбора ориентира начальной (максимальной) цены контракта.
Далее остановимся на разновидностях цен государственных контрактов. С учетом представленной выше классификации их можно свести к трем основным, именно они используются при государственных контрактах:
1.Цена фиксирована на время исполнения контракта.
2.Базисная цена. Цена фиксирована на конкретную дату или прошлый период.
3.Скользящая (дифференцированная цена) = базисная цена с учетом инфляции.
Следует отметить, что Федеральный закон № ФЗ-94 в целом предполагает использование только первой из них. Однако при выборе ориентира начальной цены контракта неявно используются и две остальные. А на практике – и целый спектр цен, о которых речь шла выше.
Рассмотрим вопрос о цене контракта с другой стороны – с позиций  участника размещения государственного заказа. Сделаем это на примере открытых конкурсных торгов по закупке мебели, например столов. Предположим, что в СМИ опубликовано извещение об открытом конкурсе на поставку 1000 столов для нужд бюджетной государственной организации. Поставка – через 2 месяца после подписания государственного контракта.
Удельные переменные издержки составляют 500 руб. Постоянные – 600 руб.
Фабрика «Родня» использует 70% производственных мощностей, выпуская 2 тыс. столов ежемесячно и продавая их магазинам по 1900 руб. Так как фабрика работает с неполной загрузкой мощностей, она заинтересована выиграть конкурс. Сбыт ее продукции достаточен для получения прибыли, поэтому фабрике нет необходимости предлагать на торгах «цену на выживание» или крайне низкую цену. Цель ее участия в торгах – это максимизация своей прибыли, благодаря получению государственного заказа.
Государственная организация желает приобрести столы по цене на 20% меньше рыночной. Значит, верхний предел цены предложения для фабрики «Русский лес» = 1520 руб.
Отметим, что постоянные издержки не будут расти при получении заказа, так как фабрика работает при значительно недогруженных мощностях. Таким образом, переменные издержки являются базой расчета цены оферты. Ясно, что чем выше цена оферты, тем выше прибыль, но только в том случае, если фирма выиграет конкурс. Однако чем выше цена, тем ниже вероятность выигрыша.
Оценка возможности выигрыша конкурса зависит от анализа конкурентной информации. Фирма «Родня» установила, что будет 5 участников размещения государственного заказа. Согласно анализу данных по прошлым подобным конкурсам победители предлагали цену на 35–45% ниже цены открытого рынка.
Используя эту информацию для предварительной оценки, фирма считает, что ее шанс на успех 50%, если она предложит цену на 45% ниже рыночной цены, равной 1900 руб., т.е. 1050 руб. Если же цена предложения будет на максимально приемлемом для государственной организации уровне – 1520 руб., то шансы на выигрыш составят 5 %.
На основе имеющейся экспертной и статистической информации фирма «Родня» делает следующие расчеты:
Выбор цены заявки и оценка прибыли при победе в торгах


Показатели

Варианты

Возможные цены оферты, руб.

700

900

1050

1200

1300

1520

Вероятность выигрыша конкурса, %

95

75

50

40

30

5

Валовая прибыль, руб.

200

400

550

700

800

1020

Оценка прибыли при победе в конкурсе, руб.

190

300

275

280

240

51

 Данную таблицу можно прокомментировать следующим образом:
1.чем больше цена конкурсной заявки, тем, очевидно, больше будет прибыль.
2.В качестве базовой оценки валовой прибыли использованы переменные издержки, поскольку задействованы 70% производственных мощностей.
3.чем больше цена заявки, тем меньшая вероятность победы в конкурсе.
  Первое обстоятельство комментария не требует. Второе можно охарактеризовать следующим образом. Поскольку затрачены средства на приобретение оборудования, 30 % которого простаивает, вполне логично в качестве базы расчета валовой прибыли не учитывать постоянные издержки, т. е. затраты на оборудование. Третье обстоятельство тоже понятно: чем больше участник предлагает цену в заявке, тем вероятность победы меньше, ведь участников может быть несколько – конкуренция. Вероятность оценивается на основе анализа статистики аналогичных конкурсов, и, как правило, это старая информация. Предполагается обработка статистики.
  Вероятная прибыль рассчитывается умножением вычисленной вероятности выигрыша при указанных ценах предложения на валовую прибыль, получаемую при той же цене.
  По расчетам фирма получит максимальную прибыль в размере 300 тыс. руб. в случае выигрыша конкурса и поставки 1 тыс. столов, предложив цену в 900 руб. за стол.
  число участников размещения государственного заказа – важнейший фактор расчета вероятности выигрыша. Если в конкурсе ожидается участие, к примеру, не 5, а 15 фирм, то необходимо гораздо большее снижение цены, так как при большем числе конкурентов резко возрастает вероятность того, что кто-то предложит более низкую цену.
  В заключение следует отметить, что для получения систематичных результатов в области принятия решений при госзакупках по конкурсу необходим мониторинг статистической информации о проведении конкурсных торгов.