Гос Заказчикам > НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

       Основным нормативно-правовым актом, регулирующем порядок размещения государственных и муниципальных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, безусловно, является Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
       Однако, для надлежащего размещения государственных заказов, необходимо руководствоваться также рядом нормативно-правовых актов Российской Федерации.
       К действующим в настоящее время законодательным актам, применимым при размещении заказов относятся федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы и письма различных министерств и ведомств.


Федеральные законы

Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации

  •  Постановление Правительства РФ от 26.06.1995 № 594 «О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"»
  • Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд»

(Данное Постановление Правительства РФ устанавливает, что Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, осуществляемых Федеральной службой по оборонному заказу в соответствии с указом Президента Российской Федерации.)

  •   Распоряжение Правительства РФ от 27.02.2006 № 261-р «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера»
  • Постановление Правительства РФ от 13.06.2006 № 369 «Об установлении запретов и ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, для целей размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства»
  • Постановление Правительства РФ от 27.10.2006 № 631 «Об утверждении положения о взаимодействии государственных и муниципальных заказчиков, органов, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, при проведении совместных торгов»

(Настоящее Положение определяет порядок взаимодействия государственных и муниципальных заказчиков (далее - заказчики), органов, уполномоченных на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков (далее - уполномоченные органы), при размещении заказов на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг (далее - заказы) путем проведения совместных торгов.)

  • Постановление Правительства РФ от 04.11.2006 № 642 «О перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства»

(Постановление содержит перечень товаров, работ, услуг в соответствии с Общероссийскому  классификатору видов экономической  деятельности, продукции и услуг.)

  • Постановление Правительства РФ от 27.12.2006 № 807 «Об утверждении положения о ведении реестров государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети Интернет, на котором размещаются указанные реестры»

(Положение определяет порядок ведения реестров государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
 Реестр контрактов должен содержать следующие сведения о контракте (его изменении):
 а) наименование заказчика – наименование государственного органа; органа управления государственного внебюджетного фонда, органа местного самоуправления; бюджетного учреждения или иного получателя средств федерального бюджета; бюджетного учреждения или иного получателя средств бюджетов субъектов Российской Федерации либо местных бюджетов, уполномоченных органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на размещение заказов;
 б)  источник финансирования – федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации,  внебюджетные источники финансирования;
 в) способ размещения заказа – с проведением торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе открытого аукциона в электронной форме, или без проведения торгов (запрос котировок, размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах);
 г)  дата проведения аукциона, подведения итогов конкурса или итогов проведения запроса котировок, а также реквизиты документа, подтверждающего основание заключения контракта, – дата (день, месяц, год) проведения аукциона, указанная в протоколе аукциона, либо дата подведения итогов конкурса, указанная в протоколе рассмотрения заявок на участие в конкурсе, если контракт был подписан по результатам конкурса, признанного несостоявшимся, или в протоколе оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, либо дата подведения итогов проведения запроса котировок, указанная в протоколе рассмотрения и оценки котировочных заявок, а также номер и дата (день, месяц, год) соответствующего протокола или номер и дата (день, месяц, год) документа о согласовании размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случаях, когда такое согласование требуется, или соответствующая статья (часть, пункт) Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», являющегося основанием для размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
 д)   дата заключения контракта – день, месяц, год заключения контракта;
 е)  предмет, цена контракта и срок его исполнения – полное наименование товаров, работ, услуг, производимых для государственных или муниципальных нужд, их стоимость, а также предполагаемый месяц и год исполнения контракта;
 ж)  наименование, место нахождения - для юридических лиц и фамилия, имя, отчество, место жительства, индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН) – для физических лиц, являющихся поставщиком (исполнителем, подрядчиком);
 з)  сведения об исполнении (о прекращении действия) контракта – информация об исполнении контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг либо о прекращении действия контракта в связи с его расторжением или по иным причинам.)

  •  Постановление Правительства РФ от 28.12.2006 № 813 «О дополнительных требованиях к участникам размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства»

(Постановление устанавливает, что дополнительными требованиями к участникам размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства путем проведения торгов являются наличие у участников соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг, являющихся предметом заказа. Перечни товаров, работ и услуг для нужд обороны страны и безопасности государства определяются государственными заказчиками по согласованию с МЭРТ и Федеральной службой по оборонному заказу).

  •  Постановление правительства РФ от 10.03.2007 № 147 «Об утверждении положения о пользовании официальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами»

(Положение устанавливает порядок пользования официальными сайтами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а также требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами.
На официальных сайтах в обязательном порядке размещаются информация, предусмотренная Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", информация об органе, уполномоченном на ведение официального сайта, а также о требованиях к формам представления и размещения информации и к протоколам обмена электронными сообщениями для представления информации с целью ее размещения на официальном сайте.
 Информация, размещаемая на официальных сайтах, должна быть круглосуточно доступна пользователям официальных сайтов для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.)

  • Постановление Правительства РФ от 15.05.2007 № 292 «Об утверждении положения о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков»

(Положение определяет порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (далее - реестр) и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра.
Реестр ведется в электронном виде. Ведение реестра, в том числе включение и исключение из реестра сведений о недобросовестных поставщиках (исполнителях, подрядчиках), осуществляется уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти (Федеральной антимонопольной службой).
В случае уклонения победителя конкурса (аукциона) или победителя в проведении запроса котировок от заключения государственного контракта муниципальный заказчик не позднее 3 дней с даты заключения государственного контракта с участником размещения заказа, с которым в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере размещения заказов заключается контракт при уклонении победителя конкурса (аукциона) или победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта, должно направить в Федеральную антимонопольную службу:
а)  сведения о лице, уклонившемся от заключения государственного контракта;
б)  копию протокола либо выписку из протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, копию протокола аукциона либо протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок в части определения победителя конкурса (аукциона) или победителя в проведении запроса котировок;
в)  копию уведомления победителя конкурса (аукциона) или победителя в проведении запроса котировок об отказе от заключения контракта (при его наличии);
г)  копию решения суда о понуждении победителя конкурса (аукциона) или победителя в проведении запроса котировок к заключению контракта (при его наличии);
д)  иные документы (при их наличии), свидетельствующие об отказе победителя конкурса (аукциона) или победителя в проведении запроса котировок от заключения государственного или государственного контракта.
 В случае если единственный участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе (аукционе), либо участник размещения заказа, признанный единственным участником конкурса (аукциона), уклонился от заключения государственного контракта, муниципальный заказчик в течение 5 дней с даты истечения срока подписания контракта, указанного в конкурсной документации или документации об аукционе, должно направить в Федеральную антимонопольную службу:
а)   сведения о лице, уклонившемся от заключения государственного контракта;
б)  копию протокола либо выписку из протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе, копию протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе;
в) копию уведомления, направленного единственным участником размещения заказа, подавшим заявку на участие в конкурсе (аукционе), либо участником размещения заказа, признанным единственным участником конкурса (аукциона), об отказе от заключения контракта (при его наличии);
 г)   копию решения суда о понуждении участника размещения заказа, признанного единственным участником конкурса (аукциона), к заключению контракта (при его наличии);
 д)  иные документы (при их наличии), свидетельствующие об отказе единственного участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе (аукционе), либо участника размещения заказа, признанного единственным участником конкурса (аукциона), от заключения контракта.
 В случае расторжения государственного или государственного контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) условий контракта муниципальный заказчик в течение 3 дней с даты расторжения контракта должно направить в Федеральную антимонопольную службу:
 а)   сведения об указанном поставщике (исполнителе, подрядчике);
 б)  копию соглашения о расторжении контракта или копию решения суда о расторжении контракта.
 Указанные выше сведения направляются заказчиком в Федеральную антимонопольную службу в письменной форме с сопроводительным письмом за подписью уполномоченного должностного лица заказчика либо в электронной форме, имея в виду, что эти сведения должны быть подписаны указанным должностным лицом с использованием электронной цифровой подписи или иного аналога собственноручной подписи. Сопроводительное письмо должно содержать перечень прилагаемых документов.)

  • Постановление Правительства РФ от 31.07.2007 № 491 «Об утверждении Положения о  ведении реестра государственных или муниципальных контрактов, в которые включаются сведения, касающиеся размещения заказов и составляющие государственную тайну»
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 978 «Об утверждении правил принятия решений о заключении долгосрочных государственных (муниципальных) контрактов на выполнение работ (оказание услуг) с длительным производственным циклом»
  • Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2007 № 1968-р «О перечне международных финансовых организаций, на которые при размещении заказов на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд не распространяются положения Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
  • Постановление Правительства РФ от 17.03.2008 № 179 «Об утверждении Положения о пользовании сайтами в сети Интернет, на которых осуществляется проведение открытых аукционов в электронной форме, и требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, а также к системам, обеспечивающим проведение открытых аукционов в электронной форме»
  • Распоряжение Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р «О перечне товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона»

(В соответствии с ч. 4 ст. 10 Закона № 94-ФЗ о размещении заказов размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона. В случае, если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса не допускается.
Рассматриваемое Постановление устанавливает  перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется только путем проведения аукциона.)

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 17.03.2008 № 175 «О предоставлении преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов, участвующим в размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (в редакции Постановления Правительства РФ от 02.06.2008 № 423)

(Постановление содержит перечень товаров, работ, услуг в соответствии с Общероссийскому  классификатору видов экономической  деятельности, продукции и услуг. Постановление устанавливает, что в случае если производство товаров (работ, услуг), предусмотренных утвержденными Постановлением перечнями,  осуществляется учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы и (или) организациями инвалидов и информация об указанных учреждениях, предприятиях и организациях, а также о производимых ими товарах (работах, услугах) размещена на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет, предусмотренном для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, государственные и муниципальные заказчики, а также органы, уполномоченные на осуществление функций по размещению заказов для государственных или муниципальных заказчиков, вправе предоставлять преимущества таким учреждениям, предприятиям и организациям в отношении предлагаемой цены контракта в размере до 15 процентов при размещении заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд путем проведения торгов.)

  • Распоряжение Правительства РФ от 01.06.2009 N 755-р "Об определении операторов для проведения открытых аукционов в электронной форме";
  • Постановление Правительства РФ от 10.09.2009 г. № 722 «Об утверждении правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Нормативные правовые документы и разъясняющие документы не нормативного характера Министерства экономического развития Российской Федерации, являющегося федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд

  •  Приказ Минэкономразвития РФ от 03.05.2006 № 124 «Об утверждении Порядка согласования проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, возможности заключения государственного или государственного контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком)»
  • Письмо Минэкономразвития РФ от 25.05.2006 № Д07-997 «О разъяснении отдельных положений Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
  • Письмо Минэкономразвития РФ от 16.02.2006 № Д07-291 «О разъяснении положений Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
  • Письмо Минэкономразвития РФ от 03.05.2007 № 04-07/1643 о разъяснениях положений Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
  • Письмо Минэкономразвития РФ от 02.05.2007 № 6121-АШ/Д04 «О мерах по предупреждению неблагоприятных последствий от действий недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по государственным и муниципальным контрактам»;
  • Письмо Минэкономразвития РФ от 10.10.2007 № 15455-АП/Д04 «О мерах по предупреждению неблагоприятных последствий от действий недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по государственным и муниципальным контрактам»
  • Письмо Минэкономразвития РФ № 5684-АП/Д05 Федеральной антимонопольной службы № АЦ/10329 от 29 апреля 2008 года «О разъяснении норм Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ применительно к размещению заказов у субъектов малого предпринимательства»
  • Письмо Минэкономразвития РФ от 25.04.2008 № Д05-1506 «О разъяснении отдельных положений Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
  • Письмо Минэкономразвития РФ от 27.02.2008 № Д04-471 «По вопросу разъяснений, связанных с применением Федерального закона от 21 июля 2005 № 94-ФЗ»
  • Письмо Минэкономразвития РФ от 05.02.2008 № Д04-279 «По вопросу разъяснений, связанных с применением Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ»
  • Письмо Минэкономразвития РФ от 04.02.2008 № Д04-259 «О разъяснениях положений Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"»
  • Письмо Минэкономразвития РФ от 01.02.2008 № Д04-241 «О разъяснении положений Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ»
  • Письмо Минэкономразвития РФ от 21.01.2008 № Д04-120 «О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ»
  • Письмо Минэкономразвития РФ от 18.01.2008 № Д04-106 «О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ»
  • Письмо Минэкономразвития РФ от 17.01.2008 № Д04-78 «О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ»
  • Письмо Минэкономразвития РФ от 24.10.2007 № 16237-АП/Д04 «О применении норм Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в ситуациях, связанных с неисполнением поставщиками (исполнителями, подрядчиками) своих обязательств по государственным и муниципальным контрактам»
  • Письмо Минэкономразвития РФ от 16.08.2007 № Д04-3145 «О разъяснениях положений Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
  • Письмо Минэкономразвития РФ от 08.08.2007 № 11812-КА/Д04 «О порядке применения процедур размещения заказов для государственных и муниципальных нужд»
  • Письмо Минэкономразвития РФ от 23.03.2007 № Д04-1095 «О разъяснении статьи 15 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ»
  • Письмо Минэкономразвития РФ от 25.05.2006 № Д07-997 «О разъяснениях отдельных положений Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"»
  • Письмо Минэкономразвития РФ от 19.06.2008 № Д05-2451 «О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ»
  • Письмо Минэкономразвития РФ от 28.09.2007 № Д04-3753 «О возможности заключения долгосрочных договоров»
  • Письмо Минэкономразвития РФ от 31.05.2007 № 7698-АШ/Д04 «О разъяснении положений Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ»

Документы других ведомств (включая нормативно-правовые акты и разъясняющие документы не нормативного характера), применимые при размещении государственного заказа

  •  Приказ ФАС РФ от 01.09.2006 № 228 «О мерах по выполнению Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
  • Письмо ФАС РФ от 23.03.2006 № ИА/4093 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов»
  • Письмо ФАС РФ от 03.02.2006 № ИА/1333 «О размещении заказов для государственных и муниципальных нужд»
  • Письмо ВАС РФ от 19.07.2006 № С1-7/ОКУ-788 «О применении пункта 3 статьи 12 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ»
  • Письмо ВАС РФ от 11.08.2005 № С4-7/УЗ-938 «О Федеральном законе "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд"»
  • Указание ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя»
  • Приказ ФАС РФ от 14.05.2008 № 163 «О действиях Федеральной антимонопольной службы и ее территориальных органов в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов, на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
  • Приказ ФАС РФ от 14.11.2007 № 379 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»
  • Приказ ФАС РФ от 27.08.2007 № 267 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или государственного контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках»
  • Письмо ФАС РФ от 28.08.2007 № АК/15089 «О разъяснении применения антимонопольного законодательства»
  • Письмо ФАС РФ от 22.06.2007 № АК/10207 «О разъяснении применения антимонопольного законодательства»
  • Письмо ФАС РФ от 03.11.2006 № ИА/18933 «О разъяснении применения антимонопольного законодательства»
  • Письмо ФАС РФ от 13.08.2007 № АК/13798 «О разъяснении законодательства».