Гос Заказчикам > НАРУШЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, СУДЕБНАЯ И ВНЕСУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

НАРУШЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, СУДЕБНАЯ И ВНЕСУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Рассмотрение споров в органе, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказа
Порядок рассмотрения споров
В Законе № 94-ФЗ, в отличие от ранее действующего закона, прописан порядок рассмотрения споров, возникающих между сторонами размещения государственного или государственного заказа, что является неоспоримым достоинством Закона №94-ФЗ.
Вопросам рассмотрения споров, возникающих в процессе размещения заказов, посвящена Глава 8 Закона № 94-ФЗ «Обеспечение защиты прав и законных интересов участников размещения заказов».
В названной главе определены правила обжалования действий (бездействий) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии, аукционной комиссии, котировочной комиссии (в рамках настоящей главы далее по текту именуемых «субъект размещения заказа») при размещении заказа для государственных и государственных нужд в органе, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказа (далее по тексту – контролирующем органе).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 94 федеральным органом исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд определена Федеральная антимонопольная служба России.
Необходимо обратить внимание на то, что в главе 8 Закона № 94-ФЗ указаны общие подходы к рассмотрению обращений участников размещения заказа, а в развитие этих норм контролирующие органы вправе разрабатывать и утверждать соответствующими приказами (иными распорядительными документами) собственные регламенты и положения о рассмотрении обращений в их органе, но при условии соблюдения основного условия: такие документы не должны противоречит требованиям Закона № 94-ФЗ.
Так, Федеральной антимонопольной службой России Приказом от 14.11.2007 (зарегистрирован в Министерстве Юстиции 10.12.2007 за № 10661) был утвержден Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и государственных нужд (далее по тексту – Административный регламент). В соответствии с п. 1.1 Административного регламента его нормы распространяются на деятельность территориальных органов ФАС России. Таким образом, при подаче и рассмотрении обращения участника размещения заказа в рамках главы 8 Закона № 94-ФЗ в территориальное управление ФАС России необходимо учитывать и нормы названного Административного регламента, о нормах которого будет рассказано ниже.
Нормы Закона № 94-ФЗ устанавливают, что обжаловать действия (бездействие) субъектов размещения заказа, может любой участник размещения заказа, которым, в соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона № 94-ФЗ, является лицо, претендующее на заключение контракта.
Также положениями ч. 2 Закона № 94-ФЗ введено ограничение относительно круга лиц, имеющих право на подачу обращения в контролирующий орган: если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала вскрытия конвертов на участие в конкурсе, рассмотрения заявок на участие в аукционе, рассмотрения и оценки котировочных заявок, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участниками размещения заказов, подавшим соответственно заявку на участие в конкурсе, заявку на участие в аукционе, котировочную заявку. Цель такого ограничения понятна: исключение из числа заявителей лиц, чьи права и законные интересы при размещении конкретного заказа не затрагиваются (т.е. исключение неограниченного количества лиц, которые знали о размещении конкретного заказа, но, при этом, не воспользовались своим правом на подачу заяви), и снижение тем самым количества обращений в контролирующий орган.
С целью защиты интересов участников размещения заказа Законом № 94-ФЗ установлен срок, в течение которого обращение может быть подано в контролирующий орган: обращение может быть продано в любое время, но не позднее чем через 10 дней со дня размещения на официальном сайте:

  • протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе;
  • протокола аукциона;
  • протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе либо протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе в случае признания конкурса или аукциона несостоявшимся;
  • при проведении закрытого конкурса или закрытого аукциона – со дня подписания соответствующего протокола и не позднее чем через 7 дней со дня размещения на официальном сайте протокола аукциона, проведенного в соответствии с ч. 3 ст. 40 Закона № 94-ФЗ;
  • протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок.

Десятидневный срок, установленный ст. 57, установлен с целью защиты прав и законных интересов участников размещения заказа и предоставления им возможности реализовать свое право на обжалование соответствующих действий (бездействий) субъектов размещения заказа до момента подписания государственного или государственного контракта (ч. 1.1 ст. 29, ч. 1.1 ст 38), т.к. после подписания контракта полномочия контролирующего органа прекращаются и все обращения участников размещения заказа могут быть рассмотрены только в судебном порядке.
При размещении заказа путем проведения конкурса либо аукциона у участников размещения заказа возможность защиты своих прав и законных интересов предусмотрена в полном объеме, в то время как в рамках проведения запроса котировок у участников размещения заказа такая возможность реализована не в полной мере. Так, в соответствии с ч. 7.1 ст. 47 государственный или муниципальный контракт может быть заключен не ранее чем через семь дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок. Таким образом, может сложиться ситуация, когда обращение по результатам проведения запроса котировок будет подано в контролирующий орган в 10-дневный срок с момента размещения соответствующего протокола на официальном сайте, но по истечении семидневного срока, отведенного на подписание контракта. В подобной ситуации стороны должны подписать договор до истечения 10-дневного срока, установленного для подачи жалобы в контролирующий орган. А, как уже было сказано выше, после подписания контракта контролирующий орган не будет вправе рассматривать такую жалобу участника размещения заказа.
Учитывая, что возможность подачи и рассмотрения жалобы в контролирующих органах напрямую зависит от сроков подачи жалобы, необходимо обратить внимание на порядок расчета дней, устанавливаемых положениями Закона № 94-ФЗ.
В соответствии с нормами ст. 190 ГК РФ установленный законом срок исчисляется в календарных днях. Таким образом, если в Законе № 94-ФЗ срок исчисляется в днях, то необходимо рассчитывать календарные дни; если же специально оговорено, что срок исчисляется в рабочих днях – рассчитываются рабочие дни. В любом случае, при расчете сроков необходимо учитывать нормы ст. 193 ГК РФ, в соответствии с которыми: если день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Как уже было сказано выше, факт обжалования действий (бездействий) субъектов размещения заказов в контролирующем органе не является препятствием для обжалования участником размещения заказа таких же действий (бездействий) субъектов размещения заказа в судебном порядке (ч. 1 ст .57).
Федеральным законом от 08.05.2009 № 93-ФЗ введены дополнительные части в ст. 57 Закона № 94-ФЗ, касающиеся обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки аукционной комиссии в случае проведения открытого аукциона в электронной форме:

  • обжалование допускается в любое время размещения заказа и в период аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке , но не позднее чем через 10 дней со дня размещения на электронной площадке протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме, а также протокола рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме или протокола проведения открытого аукциона в электронной форме в случае признания такого открытого аукциона несостоявшимся.

При этом в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником размещения заказа, подавшим заявку на участие в открытом аукционе. В случае если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в открытом аукционе или при заключении государственного или государственного контракта, обжалование таких действий (бездействия) возможно до заключения государственного или государственного контракта. По истечении указанных сроков обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, аукционной комиссии осуществляется только в судебном порядке.
Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника размещения заказа на электронной площадке, в порядке, установленном главой 8, допускается в течение тридцати дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействия). Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с проведением открытого аукциона в электронной форме, в порядке, установленном настоящей главой, допускается в сроки, предусмотренные частью 2.1 ст. 57.
Жалоба на действия (бездействия) субъектов размещения заказа должна подаваться в контролирующий орган в письменной форме. При этом, как было указано выше, в качестве такого контролирующего органа может быть как уполномоченный орган в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, так и соответствующий орган субъекта РФ. Как видим, законодатель постарался обеспечить защиту участника размещения заказа в рамках государственного заказа в полной мере.
Относительно возможности подачи жалобы в контролирующий органы разного уровня (РФ, субъекта РФ, государственного уровня) необходимо отметить следующее: в вышестоящем контролирующем органе не могут быть обжалованы решения нижестоящих органов. Например, если жалоба была рассмотрена в контролирующем органе на уровне субъекта РФ и в результате ее рассмотрения стороны спора не согласны с принятым решением, соответствующее решение может быть обжалована только в судебном порядке, но не подлежит обжалованию в контролирующем органе, например, федерального уровня.
В соответствии с п. 3.6. Административного регламента ФАС России рассматривает жалобы на действия (бездействия) заказчика при размещении заказа для федеральных нужд федерального органа исполнительной власти, а территориальный орган ФАС России, в соответствии с п. 3.7 Административного регламента, рассматривает жалобы на действия (бездействие) заказчика, расположенного на территории осуществления деятельности соответствующего территориального органа и совершенные при размещении заказа:

  • для федеральных нужд –территориальным органом федерального органа исполнительной власти или уполномоченным на размещение заказа федеральным органом исполнительной власти получателем бюджетных средств;
  • для нужд субъекта РФ;
  • для государственных нужд.

При этом, в случае подачи участником размещения заказа в ФАС России жалобы, подлежащей рассмотрению территориальным органом, ФАС России, как правило, передает такую жалобу в соответствующий территориальным орган по подведомственности для рассмотрения по существу (п. 3.8 Административного регламента). В случае подачи участником размещения заказа в территориальный орган жалобы, подлежащей рассмотрению в ФАС России или в другом территориальном органе (за исключением случаев, когда ФАС России принимает решение о рассмотрении жалобы, подлежащей рассмотрению по подведомственности в территориальном органе ФАС России), такая жалоба передается для рассмотрения по существу соответственно в ФАС России или соответствующий территориальный орган.
При этом копия жалобы направляется факсимильной связью или электронной почтой в соответствующий территориальный орган ФАС России не позднее следующего рабочего дня после поступления жалобы. Оригинал жалобы и все имеющиеся приложения направляются по почте.
Необходимо учитывать, что срок на передачу жалобы в подведомственное территориальное подразделение ФАС России либо в ФАС России включается в срок подачи жалобы участником размещения заказа и рассмотрения жалобы контролирующим органом (5 рабочих дней). Именно в связи с этим при подаче жалобы с нарушением подведомственности копия жалобы направляется в оперативном порядке по факсу или с использованием электронной почты, а с целью своевременного рассмотрения обращения заявителю целесообразно правильно определить орган, уполномоченный на рассмотрение такого обращения.
Положениями ч. 6 ст. 57 установлено, что заявителю (участнику размещения заказа), который считает, что его права и интересы нарушены в процессе размещения заказа, при подаче жалобы в контролирующий орган надлежит направить копию жалобы в адрес тех субъектов, чьи действия (бездействия) обжалуются. Это норма направлена на обеспечение защиты позиции субъектов, чьи действия обжалуются: с момента получения копии жалобы от участника размещения заказа до дня рассмотрения спора в контролирующем органе субъект размещения заказа имеет возможность подготовить мотивированное возражение на жалобу.
Однако, не все участники размещения заказа исполняют положения ч. 6 ст. 57 и зачастую другая сторона спора узнает о факте наличия жалобы в момент получения соответствующего уведомления контролирующего органа о времени и месте рассмотрения жалобы.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 60 контролирующий орган обязан в течение 2-х рабочих дней со дня получения жалобы разместить на своем официальном сайте информацию о поступлении жалобы и ее содержании, следовательно, другая сторона может узнать о факте направления жалобы по размещаемому/размещенному ей заказу через официальный сайт контролирующего органа. Но учитывая, что заказчики проводят не одно, а несколько размещений заказа для государственных нужд одновременно, они могут не иметь возможности постоянно отслеживать информацию на официальном сайте контролирующего органа. И в итоге в подобных ситуациях получается, что субъект размещения заказа не имеет возможности к дате рассмотрения дела подготовить мотивированное и обоснованное заключение, следовательно, не имеет возможности в полной мере защитить свои права и законные интересы. Возможность игнорирования установленного Законом № 94-ФЗ положения о направлении копии жалобы в адрес субъектов, чьи действия (бездействие) обжалуются, возникла в связи с тем, что действующее законодательство РФ не предусматривает ответственности за ненаправление копии жалобы либо несвоевременное направление копии жалобы. В частности, такие недобросовестные действия участника размещения заказа не влияют на факт принятия жалобы к рассмотрению. Иными словами, ненаправление либо несвоевременное направление копии жалобы субъектам размещения заказа не является основанием для возвращения жалобы заявителю.
Закон № 94-ФЗ предъявляет определенные требования и к жалобе, подаваемой участником размещения заказа в контролирующий орган, при этом несоблюдение некоторых требований ст. 58 являются основанием для возврата жалобы заявителю.
Далее проанализируем положения Закона № 94-ФЗ с учетом норм Административного регламента.
В соответствии с требованиями Закона № 94-ФЗ жалоба участника размещения заказа должна быть подана в письменной форме (на бумажном носителе). В случае обжалования размещения заказа для федеральных нужд жалоба может быть подана как в письменной форме, так и в форме электронного документа или посредством факсимильной связи. Одним из реквизитов электронного документа является электронная цифровая подпись, для возможности подписания которой подписант должен иметь сертификат ключа подписи (Федеральный закон от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи»).
Вместе с тем, в п. 3.13 Административного регламента установлено, что жалоба подается в письменной форме, в форме электронного документа или посредством факсимильной связи. Учитывая, что положения Административного регламента распространяются и на деятельность территориальных органов ФАС России, которые рассматривают обращения в рамках размещения государственного заказа, представляется возможным сделать вывод о том, что в территориальные органы участники размещения государственного заказа могут подавать свои обращения и в форме электронного документа, и посредством факсимильной связи. Однако, на практике жалобы участников размещения государственного заказа, направленные в территориальные органы ФАС России с использованием факсимильной связи не принимаются и не рассматриваются.
В любом случае, независимо от статуса контролирующего органа, в который подается жалоба, она должна формироваться с учетом следующих положений Закона № 94-ФЗ:

  • наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер контактного телефона заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки (при наличии таких сведений), фамилии, имена, отчества членов конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, действия (бездействие) которых обжалуются;
  • наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) участника размещения заказа, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номера контактного телефона, факса;
  • указание на размещаемый заказ, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника размещения заказа на электронной площадке;
  • указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, доводы жалобы.

Отсутствие в жалобе данных, указанных выше, является основанием для возвращения жалобы заявителю. Возвращение жалобы заявителю не означает, что он не имеет права подать жалобу повторно, однако в этом случае заявителю необходимо помнить о сроках подачи жалобы, в которые он может не уложиться, если он первую жалобу подавал после осуществления выбора победителя по размещению заказа. Вместе с тем, практика рассмотрения жалоб в территориальных органах ФАС России показывает, что несмотря на прямое указание Закона № 94-ФЗ о необходимости возвращения жалобы в случае ее на соответствия требованиям ст. 58 Закона № 94-ФЗ, такие жалобы принимаются и рассматриваются.
При подаче жалобы заявитель обязан приложить документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, а в жалобе ему необходимо поименовать прилагаемые к жалобе документы. Указание в жалобе на прилагаемые документы направлено на оперативность рассмотрения обращения, защиту интересов заявителя.
Вместе с тем у заявителя могут отсутствовать какие-то документы, оформленные при размещении заказа, но которые могут повлиять на ход рассмотрения обращения. При отсутствии возможности предоставления документов к жалобе, в ней об этом целесообразно указать. В соответствии с положениями ч. 3 ст. 60 контролирующий орган вправе направить субъектам, осуществляющим размещение заказа, запрос о предоставлении сведений и документов, в том числе аудио- и видеозапись, необходимых для рассмотрения жалобы, а соответствующие субъекты, в свою очередь, обязаны направить в адрес контролирующего органа все документы, оформляемые в процессе размещения заказа (ч. 3.1 ст. 60).
Жалоба, поданная участником размещения заказа, в обязательном порядке должна быть подписана либо им самим либо его уполномоченным представителем на основании доверенности либо иного документа, фиксирующего соответствующие права подписанта. В случае подписания жалобы представителем участника к жалобе должен быть приложен документ, подтверждающий его полномочия на подписание жалобы. В противном случае жалоба подлежит возвращению в адрес заявителя (на практике жалобы может быть прията и рассмотрена по существу).
Положениями ч.2 ст. 60 установлено, что участник размещения заказа, чьи права и законные интересы затрагиваются действиями (бездействиями) субъектов размещения заказа, вправе подготовить возражения по жалобе и участвовать в рассмотрении жалобы лично либо через своих представителей. Возражения на жалобу должны быть направлены в контролирующий орган не позднее чем за два рабочих дня до дня рассмотрения жалобы. Способ направления определяется участником по своему усмотрению, но, как правило, возражения передаются в контролирующий орган нарочным. Административный регламент расширяет положения Закона № 94-ФЗ и уточняет, что возражение на жалобу может быть представлено непосредственно на заседание ФАС России либо ее территориального органа. Таким образом, в Административном регламенте как официальном документе, зафиксированы действия, осуществляемые ранее на практике.
Требования к оформлению возражений на жалобу аналогичны требованиям по оформлению жалобы.
Закон № 94-ФЗ не устанавливает обязательства лица, представляющего возражения на жалобу, направлять свои возражения в адрес лиц, участвующих в рассмотрении спора. И связано это с тем, что сроки рассмотрения жалобы сжаты и даже при условии направления возражений на жалобу почтовой корреспонденцией заинтересованные лица не смогут получить документы до дня рассмотрения жалобы. В связи с этим возражения для заинтересованных лиц, как показывает практика, представляются непосредственно на заседание комиссии по рассмотрению жалобы. Количество экземпляров возражений на жалобу целесообразно делать по количеству лиц, участвующий в рассмотрении жалобы, с целью более оперативного рассмотрения жалобы.
Необходимо отметить, что Закон № 94-ФЗ предусматривает право направления возражений на жалобу только участниками размещения заказа. При этом Закон № 94-ФЗ не определяет возможности и права представления своих возражений субъектами, чьи действия (бездействия) обжалуются участниками размещения заказа, т.е. Закон № 94-ФЗ не направлен на полноценную защиту такими субъектами своих прав и законных интересов. Однако, несмотря на это, на практике субъекты, чьи действия (бездействие) обжалуются, также оформляют и передают в контролирующий орган свои возражения в форме документа, оформленного в письменной форме.
Закон № 94-ФЗ содержит специальное положение о том, что при рассмотрении жалобы контролирующим органом оценка не производится в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе по критериям оценки заявок на участие в конкурсе, а именно:

  • функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара, качество работ, услуг;
  • качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг.

При осуществлении оценки и сопоставлении заявок на участие в конкурсе представленных проектов произведений литературы и искусства, кинопроектов, демонстрации части исполнения не производится оценка в отношении результатов по следующим критериям:

  • художественная и культурная значимость произведения литературы или искусства, исполнения, национального фильма, создание которых либо финансирование проката или показа которого является предметом государственного или государственного контракта;
  • качественные характеристики произведения литературы или искусства, качество исполнения;
  • квалификация участников конкурса, опыт работы в соответствующей области литературы или искусства.

В процессе рассмотрения жалобы контролирующий орган вправе принять решение о приостановлении размещения заказа до рассмотрения жалобы по существу. Такое решение является обязательным для субъектов, осуществляющих размещение заказа, в результате чего контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу.
До рассмотрения жалобы заказчик без наличия какого-либо решения контролирующего органа, а на основании прямой нормы Закона № 94-ФЗ, не вправе заключать контракт, при этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы. Эта норма является императивной (обязательной к исполнению) для сторон размещения заказа.
Решения о выдаче предписаний выдаются:

  • заказчику, уполномоченному органу, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, в результате действий (бездействия) которых были нарушены права и законные интересы участников размещения заказа, об устранении нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании торгов;
  • заказчику, уполномоченному органу или специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, уполномоченному на ведение официального сайта федеральному органу исполнительной власти, организацией, оказывающей услуги по обслуживанию официального сайта и обеспечению функционирования такого сайта, уполномоченными на ведение реестров заключенных по итогам размещения заказов государственных или государственных контрактов федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, операторам электронных площадок об устранении нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, контролирующий орган имеет право обратиться в суд, арбитражный суд с иском о признании размещенного заказа недействительным.
Также по результатам рассмотрения жалобы контролирующий орган может принять решение о признании жалобы необоснованной.
Нередко бывают ситуации, когда участник размещения заказа направляет жалобу в несколько контролирующих органов, например, в контролирующий орган на уровне РФ и в контролирующий орган на уровне субъекта РФ либо государственного образования. При этом жалобы направляются независимо друг от друга без указания на факт направления такой же жалобы в другой контролирующий орган. В таких обстоятельствах возникает закономерный вопрос: при условии отличия решения контролирующих органов какое решения является законным и при наличии предписаний – какое из них подлежит выполнению? Закон № 94-ФЗ предусмотрел возникновение подобной ситуации и установил, что в подобных ситуациях выполняется решение, принятое уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Копия решения, предписания контролирующего органа в течение 3-х рабочих дней со дня их принятия направляется участникам размещения заказа, подавшему соответствующую жалобу, а также в адрес сторон спора. Сведения о вынесенных решениях, предписанияхподлежат размещению на официальном сайте контролирующего органа.
Решение, которое принимается комиссией при рассмотрении жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Третейское рассмотрение споров
Особенности третейского суда и порядок рассмотрения споров
Третейский суд – инструмент добровольно выраженного согласия спорящих сторон передать свой спор на рассмотрение третьей стороне, решение которой является для них обязательным.
В соответствии со ст. 11 Гражданского кодекса третейский суд является одной из форм судебной защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав. Статья 4 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ), как и ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ), предусматривает, что по соглашению сторон подведомственный суду спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия судом первой инстанции судебного постановления, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда. Подобная норма содержится и в Федеральном законе от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации», согласно которому в третейский суд по соглашению сторон может передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений.
Можно выделить следующие преимущества третейского разбирательства по сравнению с обычной судебной процедурой:
Существенно меньший срок с момента подачи искового заявления до момента вынесения решения. Третейский суд (в отличие от государственных) не имеет многозвенной структуры, а значит, и нескольких инстанций, в которых можно было бы обжаловать решение. Его решение окончательно и обжалованию не подлежит. Благодаря этому споры разрешаются значительно быстрее. Срок судебного разбирательства в третейском суде составляет в среднем 10-30 дней, в то время как в государственном – от 45 дней и более, а с учетом апелляционного и кассационного обжалования он может увеличиться до 130-160 дней и более.
Возможность выбора сторонами третейского арбитра. Это особенно важно, когда рассматриваемый спор требует специальных знаний и высокой квалификации именно в области конкурсов, аукционов, тендеров и т.п.
Гарантия исполнения решения третейского суда. Если ответчик не исполняет решения третейского суда, компетентный суд выдает исполнительный лист на его принудительное исполнение, точно такой же, как и на свое собственное. Таким образом, с точки зрения гарантии исполнения решение третейского суда практически не отличается от решения арбитражного суда.
Конфиденциальность третейской процедуры. Разбирательство дел в арбитражных судах согласно действующим нормам открытое. Судьи и сотрудники третейского суда не вправе разглашать сведения, которые стали им известны, а присутствие на заседании лиц, не являющихся представителями сторон, возможно только при согласии последних.
Третейская оговорка является как бы дополнительной гарантией обоюдного исполнения договорных обязательств, поскольку сокращенный срок рассмотрения спора стимулирует стороны к добросовестности при исполнении договорных обязательств, ведь ответственность в случае нарушения договора наступает не через 3 – 5 и более, а через 1 – 2 месяца.
Возможность исполнения решения третейского суда на территории другого государства, что особенно важно для участников внешнеэкономических связей. Исполнить решение третейского суда за пределами России намного легче, чем решение государственного, поскольку приведение в исполнение решения третейских судов регулирует Нью-йоркская конвенция «О признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений», которую ратифицировали более 100 стран, включая страны бывшего СССР, а в случае с государственным судом необходимо наличие двустороннего договора о правовой помощи между странами, Россия такие договоры заключила далеко не со всеми государствами.
Возможность мирного урегулирования спора. Арбитражный и третейский суды преследуют разные цели. Если целью арбитражного суда можно назвать определение и наказание виновного (возложение гражданско-правовой ответственности), то цель третейского разбирательства – по возможности достигнуть между сторонами мирового соглашения, и зачастую партнерам с помощью третейского арбитра действительно удается достичь компромисса и сохранить нормальные деловые отношения.
Образно говоря, обращение в государственный суд можно сравнить с юридической войной, в то время как рассмотрение спора третейским судом – скорее переговорами с участием посредника.
Арбитражное рассмотрение споров
Арбитражный суд
Арбитражный суд – федеральный орган судебной власти, осуществляющий правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к его компетенции Конституцией РФ и федеральным законодательством (ст. 4 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», ст. 1 АПК РФ от 24.06.2002 № 95-ФЗ).
Основные задачи арбитражного суда в Российской Федерации (ст. 5 закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации»):

  • защита нарушенных (или оспариваемых) прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • содействие укреплению законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Например, в арбитражном суде могут рассматриваться споры об изменении условий договора, о расторжении договора, неисполнении обязательств, признании права собственности, возмещении убытков и т.д.
Арбитражные суды состоят из четырех инстанций: первая инстанция (рассмотрение дела по существу), апелляционная инстанция (пересмотр дела по существу), кассационная инстанция (пересмотр дела с точки зрения законности – соответствия решений законодательству), надзорная инстанция.
Применимое законодательство
В первую очередь для решения конкретного дела нужно определить, какими законами и иными нормативными правовыми актами регулируется вид спорных торгов и соответствие этих торгов законодательству.
Если обнаружено нарушение закона, то суд должен указать конкретные нормы и конкретные нарушения.
Поскольку при судебном обжаловании следует выяснить, какие законы и другие правовые акты будут применяться, важным оказывается вопрос, является ли оспариваемый договор государственным контрактом (и соответственно заказчик – государственным заказчиком) или оспаривается обычный договор между юридическими лицами.
В рамках судебного разбирательства также иногда приходится выяснять, кто же именно является государственным заказчиком по спорному контракту, если возникает сомнение в правильности его определения и привлечения в качестве ответчика. При выявлении, что иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, арбитражный суд может по ходатайству или с согласия истца допустить замену ненадлежащего ответчика надлежащим (ст. 47 АПК РФ).
Основания для признания торгов недействительными
Основания признания торгов недействительными в судебном порядке, помимо общего условия, предусмотренного в ст. 449 ГК РФ, зафиксированы в Законе № 94-ФЗ:

  • нарушение предусмотренных 94-ФЗ положений о размещении заказа (ч. 5 ст. 10);
  • допуск к участию в торгах участника размещения заказа, который в соответствии с ч. 1 ст. 12 не может быть допущен к участию в торгах (ч. 6 ст. 12);
  • при проведении конкурса/аукциона/аукциона в электронной форме проведение переговоров заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией или конкурсной комиссией/аукционной комиссией с участником конкурса/аукциона (ч. 6 ст. 20, ч. 6 ст. 32, ч. 6 ст. 41.1);
  • нарушение порядка предоставления конкурсной документации, документации об аукционе, документации об аукционе в электронной форме (ч. 5 ст. 23, ч. 7 ст. 34, ч. 6 ст. 41.7).

В настоящее время суды считают, что организатор торгов должен действовать в соответствии с законодательством РФ, иными нормативными правовыми актами, а также извещением, конкурсной/аукционной документацией и, при наличии, утвержденным Положением о проведении торгов. А потому при рассмотрении дел суды очень внимательно изучают все детали и процедуры проведения торгов.
Например, если при провидении конкурса существенно изменяется условия его проведения, то должен быть продлен срок предоставления заявок, чтобы участники успели внести изменения в свои заявки. Иначе конкурс также может быть признан недействительным.
Следовательно, торги могут быть признаны недействительными, если суд установит факт грубых нарушений правил проведения торгов, а также нарушений, которые могли привести к неправильному определению победителя (в частности, при незаконном отказе в участии в конкурсе). Например, непредоставление участнику полного пакета конкурсной документации, отсутствие критериев оценки конкурсных предложений, что повлекло неправильное определение победителя конкурса. Эти нарушения являются основанием для признания конкурса недействительным, поскольку нарушают положения действующего законодательства.
Отсутствие согласования существенных условий контракта, по мнению арбитражного суда, является подтверждением того, что государственный или муниципальный заказ не является размещенным.
Каждый муниципальный контракт как вид гражданско-правового договора имеет существенные условия, при отсутствии согласования которох договор (контракт) считается незаключенным.
Не влечет недействительность торгов факт участия в них аффилированных лиц.
Последствия признания конкурса недействительным
В соответствии с п. 2 ст. 449 ГК РФ признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с выигравшим их лицом. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах, если иные последствия не предусмотрены законом (п. 2 ст. 167 ГК РФ).
В настоящее время в постановлениях федеральных арбитражных судом втречаются следующие формулировки:

  • открытые торги по решению суда признаны недействительными. В связи с тем, что стороны не возможно привести в первоначальное положение, суд правомерно отказал в удовлетворении иска и последствиях недействительности сделки.
  •  по причине частичного исполнения договора сторонами, приводить стороны в первоначальное положение не является целесообразным;

Иск подается заинтересованным лицом
Основанием для признания торгов недействительными являются одновременно как несоответствие их законодательству, так и нарушение интересов юридического лица, обратившегося в суд.
Поэтому при рассмотрении конкретного дела, возбужденного по иску одного из участников конкурса, суд должен оценивать нарушения порядка проведения этого конкурса лишь с точки зрения их влияния на права заявителя. А сам истец должен указать, какие нарушения порядка проведения конкурса поставили его в худшие условия по сравнению с другими участниками и привели к выбору победителем лица, не имеющего на это законных оснований.
Привлечение победителя
Ранее достаточно распространенной ошибкой суда было то, что при обжаловании торгов их победитель к участию в деле не привлекался. Между тем наличие в решении выводов о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, нарушает нормы процессуального права и в соответствии с АПК РФ влечет отмену такого решения.
При этом необходимо привлечь победителя и в тех случаях, когда торги признаются недействительными, и в тех, когда признаются несостоявшимися. Более того, даже если суд первой инстанции подтвердил законность проведения торгов и заключенного по их результатам договора, то все равно рассмотрение дела в отсутствие участника торгов, ставшего победителем, означает принятие решения о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, что влечет передачу дела на новое рассмотрение.
В любом случае, если участник торгов узнал об их проведении и принял в них участие, то нарушение организатором порядка размещения извещения о торгах не имеет значения, поскольку все участники конкурса были поставлены в равное положение – успели подать заявки в установленные сроки и были допущены к его проведению.
Если же истец считает, что ненадлежащим извещением были нарушены его права, то он должен четко указать, в чем именно.
Отказ в участии в конкурсе
Требования конкурсной документации, установленные организатором, обязательны для всех участников. Обычно в конкурсной документации оговаривается, что непредставление участником хотя бы одного из перечисленных документов является основанием для отклонения конкурсной заявки, по сути – для отказа в участии в торгах. Причем предоставить документы следует своевременно, а если это сделано с опозданием, конкурсная комиссия может отказать в участии в торгах, и такое решение считается обоснованным.