ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ЗАКУПКАМ
Правовое регулирование
Закупки товаров для государственных и
муниципальных нужд урегулированы �§ 4 главы 30 (поставка товаров для
государственных нужд) ГК, закупки работ – �§ 5 главы 37 ГК. При этом,
хотя закупки товаров, работ и услуг урегулированы различными группами
норм ГК и относятся к различным видам договоров, рассмотрение их в
совокупности оправдано, поскольку имеется единый специальный субъектный
состав – органы государственной власти и местного самоуправления,
бюджетные учреждения и назначение – государственные и муниципальные
нужды.
Помимо норм в особенной части ГК, закупкам для
государственных и муниципальных нужд посвящены нормы, которые
содержатся в общей части ГК, а также в БК. В общей части ГК – это ст.
447-449, нормы общего характера об обязательствах и иные, в БК – это в
основном ст. 72, 73.
О понятии государственного, муниципального контракта
В соответствии со ст. 526 ГК по
государственному (муниципальному) контракту на поставку товаров для
государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется
передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по
его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик
обязуется обеспечить оплату поставленных товаров. Ст. 763 ГК, в свою
очередь, установлено, что по государственному или муниципальному
контракту на выполнение подрядных работ для государственных или
муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные
и другие связанные со строительством и ремонтом объектов
производственного и непроизводственного характера работы и передать их
государственному или муниципальному заказчику, а государственный или
муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить
их или обеспечить их оплату.
Если предметом муниципального контракта должны
стать услуги, то применение ГК проблематично – глава 39 специальных
норм о муниципальном (государственном) контракте не содержит, а
устанавливает возможность субсидиарного применения лишь общих положений о
подряде.
Полномочия государственного заказчика при заключении государственного контракта, ответственность государственного заказчика
Полномочия государственных заказчиков при заключении
государственных контрактов лишь частично содержатся в ГК. Большая часть
норм присутствует в БК, поскольку государственные контракты
обеспечивают государственные нужды и соответственно отражаются в
расходах местных бюджетов.
Бюджетные полномочия органов местного самоуправления, в основном закреплены в ст. 9 БК.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона 94-ФЗ государственными
заказчиками, муниципальными заказчиками (далее также – заказчики) могут
выступать соответственно государственные органы (в том числе органы
государственной власти), органы управления государственными
внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетовпри размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетныхисточников финансирования.
Таким образом, Законом 94-ФЗ значительно ограничена свобода
волеизъявления в отношении хозяйственной деятельности бюджетных
организаций поскольку данным организациям вменено в обязанность
размещать заказы в соответствии с Законом 94-ФЗ даже за счет
внебюджетных источников финансирования.
Согласно ст. 120 и 298 ГК учреждением признается
организация, созданная собственником для осуществления управленческих,
социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться
закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет
средств, выделенных ему по смете. Если в соответствии с учредительными
документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую
доходы деятельность, то полученные от нее доходы и приобретенное за их
счет имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и
учитываются на отдельном балансе. Следовательно, у учреждения имеются
бюджетные средства (выделенные ему по смете собственником) и
внебюджетные, которыми оно вправе распоряжаться самостоятельно.
В то же время в соответствии со статьями 48 и 120
Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение является
юридическим лицом, имущество которого обособлено от имущества
создавшего его публичного образования, поэтому оно можетот своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности.
Следовательно, при реализации указанных полномочий
учреждение выступает как хозяйствующий субъект со специальной
правоспособностью и действует в своих интересах в соответствии с целями
деятельности, предусмотренными в его учредительных документах.
Как отмечалось ранее, согласно ГК специальное назначение –
государственные (муниципальные) нужды отличает государственные
контракты от иных договоров подряда, поставки и возмездного оказания
услуг.
По поводу характера прав учреждения на средства,
находящиеся в самостоятельном распоряжении, велись длительные споры.
Отметим лишь, что «право распоряжения» внебюджетными средствами,
специально выделенное ГК, фактически определяет самостоятельность
учреждения при ведении им коммерческой деятельности и ограничивает права
собственника учреждения.
БК статус бюджетного учреждения как субъекта бюджетного процесса определяет несколько иначе.
Во-первых, БК существенно расширяет определение понятия
«бюджетное учреждение» (бюджетное учреждение – организация, созданная
органами государственной власти Российской Федерации, органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления для осуществления управленческих,
социально-культурных, научно-технических или иных функций
некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из
соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного
фонда на основе сметы доходов и расходов), идентичное приведенному в
ст. 120 ГК, устанавливая, что организации, наделенные государственным
или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не
имеющие статуса федерального казенного предприятия, признаются
бюджетными учреждениями. В соответствии с ч. 6 ст. 161 БК положения БК
применительно к бюджетным учреждениям, распространяются на органы
государственной власти (государственные органы), органы местного
самоуправления (государственныеорганы) и органы управления
государственными внебюджетными фондами.
Во-вторых, БК существенно конкретизирует статус денежных
средств, находящихся в распоряжении бюджетного учреждения. Так в
соответствии с ч. 2 ст. 161 БК РФ заключение и оплата бюджетным
учреждением государственных (государственных) контрактов, иных
договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся
в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов
соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом
принятых и неисполненных обязательств.
Продекларированная ст. 120 и 298 ГК самостоятельность
бюджетного учреждения в расходовании средств, полученных за счет
внебюджетных источников, существенно компенсируется иными положениями
БК, предусматривающими казначейский учет и этих средств.
В то же время Закон 94-ФЗ фактически устанавливает
императив и в отношении закупок, осуществляемых за счет средств,
полученных из внебюджетных источников.
Данное положение дел фактически нивелирует нормы ГК о
самостоятельности бюджетного учреждения в расходовании средств,
полученных за счет внебюджетных источников.
Полномочия государственных заказчиков при исполнении государственных контрактов, ответственность государственных заказчиков
Как отмечалось, государственный заказчик обязан обеспечить
оплату, а не оплачивать приобретенный товар, выполненную работу, как
это предусмотрено в отношении иных, негосударственных, негосударственных
заказчиков, что связано с отсутствием права собственности на
находящиеся в его распоряжении денежные средства. Поскольку
государственные заказчики по сути являются лишь распорядителями
бюджетных средств и заказ оформляется для государственных нужд, а не
для собственных, они не могут, как обычные участники гражданского
оборота, полностью отвечать за неисполнение принятых на себя
обязательств. Поэтому при исполнении государственных контрактов
муниципальным (государственным) заказчикам предоставлены дополнительные
права и защита:
- Пункт 4 ст. 161 БК установлено, что в случае
уменьшения бюджетному учреждению главным распорядителем
(распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных
обязательств, приводящего к невозможности исполнения бюджетным
учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им
государственных (государственных) контрактов, иных договоров, бюджетное
учреждение должно обеспечить согласование новых сроков, а если
необходимо, и других условий государственных (государственных)
контрактов, иных договоров.
- Сторона государственного (государственного) контракта,
иного договора вправе потребовать от бюджетного учреждения возмещения
только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного
изменением условий государственного (государственного) контракта, иного
договора. Ст. 767 ГК содержит аналогичную по сути норму. Однако в
отличие от нормы БК ст. 767 ГК устанавливает, что подрядчик вправе
требовать от государственного или государственного заказчика возмещения
убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ. Под убытками
согласно ст. 15 ГК понимаются расходы, понесенные для восстановления
нарушенного права, утраты или повреждения имущества (реальный ущерб), а
также неполученные доходы (упущенная выгода). То есть ответственность
бюджетного учреждения определена шире, нежели в БК.
- Ст. 767 ГК предусматривает, что изменения условий
государственного или государственного контракта, не связанные с
изменением финансирования, в одностороннем порядке или по соглашению
сторон допускаются в случаях, предусмотренных законом.
- Ст. 533 ГК предусмотрено, что, если иное не
предусмотрено законом либо самим контрактом, убытки, которые причинены
поставщику (исполнителю) в связи с выполнением контракта (п. 2 ст.
527), подлежат возмещению государственным или муниципальным заказчиком
не позднее тридцати дней со дня передачи товара в соответствии с
государственным или муниципальным контрактом. Если убытки, причиненные
поставщику (исполнителю) в связи с выполнением контракта, не
возмещаются в соответствии с контрактом, поставщик (исполнитель) вправе
отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения убытков,
вызванных расторжением государственного или государственного контракта.
По этой норме, возмещению также подлежат именно убытки, но при этом
установлен срок на их возмещение – тридцать дней.
Порядок заключения государственного контракта
в соответствии с Гражданским кодексом
Статьей 765 ГК предусмотрено, что основания и порядок
заключения государственного или государственного контракта определяются
в соответствии с положениями ст. 527 и 528 ГК, т.е. ГК установлен
единый порядок для заключения государственных контрактов на поставку
товаров и выполнение работ. Так, ст. 527 ГК определено, что основанием
заключения государственного контракта является государственный заказ.
Под заказом понимается потребность государственного органа в товарах,
работах, услугах, которая находит свое «денежное» выражение в бюджетной
заявке.
На основе бюджетных заявок утверждается соответствующий
бюджет и выделяются средства по государственному контракту, который
планируется заключить. После выделения средств государственный заказчик
обязан соблюсти процедуры, предусмотренные Законом № 94-ФЗ, т.е.
разместить заказ. Под размещением заказа согласно ст. 5 Закона №
94-ФЗ понимаются действия заказчиков, уполномоченных органов по
определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с
ними государственных или государственных контрактов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или
государственных нужд. Согласно ст. 9 Закона № 94-ФЗ заказ считается
размещенным со дня заключения государственного контракта. Для
поставщика (исполнителя) заключение госконтракта является обязательным
лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что
государственным или муниципальным заказчиком будут возмещены все убытки,
которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с
выполнением государственного или государственного контракта.
Процедура заключения государственного контракта состоит из
двух стадий: непосредственно размещение заказа и подписание контракта.
Порядок размещения государственных заказов регламентируется общей
частью ГК (ст. 447-449), Законом № 94-ФЗ, уставом государственного
образования, нормативными актами органов местного самоуправления,
подписание контрактов – ст. 528 ГК и частично Законом № 94-ФЗ.
Схематично систему правового регулирования процедуры заключения
государственного контракта можно представить следующим образом:
|
|