Гос Заказчикам > БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И УчЕТ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗОВ.

БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И УчЕТ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗОВ.

Для создания действенной системы управления государственными и муниципальными расходами необходимо эффективнее использовать систему планирования и мониторинга при реализации бюджетных расходов, а также перейти к новым организационно-правовым формам и механизмам при организации государственных закупок и их финансировании. Недопустимо принятие бюджетными учреждениями обязательств, не санкционированных государством и муниципалитетами. А это значит, что контракты и договоры, заключаемые на поставку товаров, работ и услуг, не должны превышать лимита финансирования, выделяемого в текущем году государственным и муниципальным учреждениям. Местным органам власти запрещается производить расходы, противоречащие действующим бюджетным принципам и бюджетным решениям.

Реализация этих задач предполагает учет размещения государственных и муниципальных заказов. чтобы освоить учет размещения заказов, необходимо изучить условия, способы и приемы его становления и развития. Не менее важно проанализировать опыт отечественной учетно-аналитической школы, теории и практики управления, четко понимать задачи и потребности, стоящие перед системой муниципального заказа.

Если рассматривать учет размещения муниципального заказа как способ исследования конечных результатов, то каждый объект учета должен рассматриваться с точки зрения его влияния на экономию бюджетных средств с целью рационального их использования.

Из местных бюджетов могут финансироваться только следующие виды расходов:

  • ·на содержание органов местного самоуправления;
  • ·на формирование муниципальной собственности и управление ею;
  • ·на организацию, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средства массовой информации, других учреждений, находящихся в муниципальной собственности или ведении органов местного самоуправления;
  • ·на содержание муниципальных органов охраны правопорядка;
  • ·на организацию, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;
  • ·на муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
  • ·на благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;
  • ·на организацию утилизации и переработки бытовых отходов;
  • ·на содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
  • ·на организацию транспортного обслуживания населения и учреждений;
  • ·на обеспечение противопожарной безопасности;
  • ·на охрану окружающей природной среды на территориях муниципальных образований;
  • ·на реализацию целевых программ, принимаемых органами местного самоуправления;
  • ·на целевое погашение муниципального долга;
  • ·на целевое дотирование населения;
  • ·на содержание муниципальных архивов;
  • ·на проведение муниципальных выборов и местных референдумов;
  • ·на финансирование реализации иных решений органов местного самоуправления и прочие расходы, отнесенные к вопросам местного значения.

Принципы планирования при организации закупочной кампании

Планирование закупок можно разбить на ряд этапов.

1 этап. Сбор информации - это кабинетные исследования: изучение «поля деятельности» для того, чтобы уточнить свои потребности и функции закупаемой продукции; изучение продукта, который необходимо закупить.

2 этап. Анализ потребностей и возможностей - изучение квалификации поставщиков; расчет общей потребности; оценка собственной производственной базы, с помощью которой можно осуществить поставку, установку, монтаж, обучение и пр.

3 этап. Решение по стратегии закупок, т.е. определение и оценка способов поставки продукции:

вариант 1 – оптовые закупки;

вариант 2 – регулярные закупки мелкими партиями;

вариант 3 – закупки по мере необходимости и т.д.

4 этап. Выбор метода закупки, т.е. одного из ранее определенных вариантов либо их совокупности.

5 этап. Оперативные решения могут потребоваться для обеспечения наиболее полной и эффективной поставки продукции необходимого качества, в частности следует определить:

какая продукция потребуется, когда и кому;

куда необходимо принять поставляемую продукцию;

какие дополнительные услуги и работы потребуются и как их обеспечить;

каковы общие издержки на осуществление поставки.

6 этап. Контроль за ходом проведения закупочных процедур.

7 этап. Анализ выполнения плана с целью определения его «узких» мест и принятия решения о корректировочных мероприятиях, которые обеспечат его безупречное выполнение.

8 этап. Корректировка плана в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств, приводящих к невозможности его выполнения.

Прежде чем решать вопрос о выборе предмета и способа закупки, необходимо четко сформулировать потребности и определить свое отношение к существующему рынку, т.е. ответить на ряд вопросов, типа:

Какие функции должна выполнять закупаемая продукция?

Какая продукция, на ваш взгляд, способна выполнить требуемые функции?

Какое количество продукции вам (вашим потребителям) необходимо?

Какими стандартами качества (спецификациями) вы пользуетесь?

Соответствуют ли возможные поставщики требованиям конкурентоспособности, надежности, финансовой устойчивости и т.д.?

Отвечает ли продукция ваших возможных поставщиков принятым вами стандартам качества, а также вашим собственным (ваших потребителей) требованиям к качеству?

Цены каких поставщиков, на ваш взгляд, конкурентоспособны?

Поставки каких поставщиков осуществлялись в срок и без рекламаций?

Важным аспектом разработки плана закупок является определение размеров лотов, выставляемых на конкурс (особое значение это имеет при закупках строительных, строительно-монтажных и ремонтных работ).

Положительные стороны такой разбивки:

  • ·возрастание конкуренции, так как достаточно малый объем работ или ограничение их содержания позволяют «небольшим» подрядчикам конкурировать с более крупными фирмами (обычно не рекомендуется объединять в одну партию товары или услуги, которые нельзя получить из одного источника);
  • ·фактор времени, а именно: выдача контрактов отдельно на товары или услуги одного и того же вида, поставка которых планируется в разное время, уменьшает риск задержки сроков поставки товаров и услуг, необходимых на раннем этапе, и уменьшает риск обеспечения более поздних потребителей без достаточного знания действительных нужд и без возможности откорректировать требования на основе опыта, полученного при первой поставке;
  • ·разбивка единого контракта на более мелкие облегчает процесс финансирования поставок (это особенно важно в современной ситуации недофинансирования), что выражается в постепенном введении в действие заключенных контрактов по мере их обеспечения финансовыми ресурсами (такая возможность должна быть предусмотрена в условиях контрактов).

Недостатки такого разбиения единого контракта на отдельные лоты:

  • ·усложняется управление процессом закупок, особенно при крупном многомерном заказе, когда у закупающей организации не хватает опыта эффективного координирования нескольких поставщиков (подрядчиков);
  • ·повышаются риски, поскольку невыполнение обязательств одним субподрядчиком может неблагоприятно повлиять на выполнение всего проекта.

Поэтому организатор торгов должен оценить возможности и целесообразность, а также опасности и риски разбивки объекта на отдельные лоты, учитывая техническую и технологическую целесообразность и уровень развития рынка по отдельным товарам, услугам, работам.

При разработке плана закупок заказчик (организатор торгов) должен определить сроки формирования заказа, учитывая при этом минимальные сроки, отведенные для подготовки и подачи конкурсных предложений, время, требуемое для определения победителя конкурса и заключения контракта, и время, которое понадобится поставщику (подрядчику) для выполнения ожидаемой от него работы на различных этапах реализации контракта.

Сроки проведения отдельных этапов устанавливаются исходя из даты завершения создания объекта в целом. От этой даты последовательно отсчитывается время, необходимое для проведения отдельных этапов: время строительства, завоза материалов, заключения контрактов, проведения торгов, подготовки тендерной документации, рекламы. Таким образом определяется дата начала работ по проведению конкурса.

Комплекс плановых работ, связанных с закупкой по конкурсу

Разработка плана закупок состоит из следующих укрупненных процедур:

  • ·определение и формулировка предмета закупок, установление требуемого объема закупаемой продукции, ее качественных характеристик и сроков поставки;
  • ·изучение соответствующего рынка и потенциальных поставщиков (проведение конъюнктурных исследований);
  • ·определение типа контракта (контракта на товары, работы или услуги);
  • ·выбор способа закупок;
  • ·определение функций и круга обязанностей всех участников процесса закупок;
  • ·подготовка необходимой документации для осуществления закупок (установление квалификационных требований для отбора участников, формулирование критериев и способа оценки конкурсных предложений и т.д.);
  • ·планирование процесса проведения конкурсных торгов;
  • ·определение форм и методов контроля за выполнением условий контракта;
  • ·проработка комплекса юридических вопросов на каждом этапе.

Организатор конкурса (наемная должность) подбирает себе помощников - ответственных за закупки (по видам товаров и услуг). Руководитель контракта со своим аппаратом назначается из структуры заказчика и призван контролировать выполнение работ, связанных с поставкой продукции.

Формирование перечня закупаемой продукции

На стадии планирования муниципального заказа ежегодно формируется сводный перечень нужд.

Перечень нужд получателя продукции составляется заказчиком, подписывается руководителем заказчика и согласовывается с главным  распорядителем бюджетных средств.

Главный распорядитель бюджетных средств – орган исполнительной власти, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным бюджетным учреждениям. Заказчик – юридическое лицо, являющееся прямым получателем бюджетных средств, уполномоченное на заключение муниципальных контрактов, ответственное за размещение заказов и контроль за их исполнением.

В роли заказчика может выступать: главный распорядитель бюджетных средств или бюджетное учреждение, подведомственное главному распорядителю средств.

Получатель продукции – юридическое или физическое лицо, в интересах которого осуществляется закупка продукции на средства бюджета.

При планировании закупок для государственных нужд также формируется первичный перечень нужд получателя продукции. Его составляет заказчик, подписывает руководитель заказчика, и он согласовывается с главным  распорядителем бюджетных средств. Заказчики формируют перечень нужд получателя продукции в соответствии с планируемыми к финансированию целевыми статьями:

  • для собственных нужд;
  • для нужд юридического или физического лица, не являющегося заказчиком, в интересах которого заказчик закупает продукцию на средства бюджета.

Реестр планов процедур формируется по следующим правилам:

1)Подведомственные заказчики после утверждения документа «Единый реестр государственных нужд» формируют на документ «Перечень нужд» документ «План процедур», который направляют главным распорядителям средств бюджета (ГРСБ).

2)ГРСБ при необходимости вносят исправления в документы подведомственных заказчиков или возвращают их на исправление.

3)Если отсутствует автоматизированное рабочее место (АРМ) АИСГЗ, то подведомственные государственные заказчики направляют ГРСБ документ «План процедур» на бумажном носителе, подписанный руководителем учреждения и заверенный печатью, для создания соответствующего документа персоналом ГРСБ.

4)ГРСБ после получения документов от всех подведомственных заказчиков формируют в виде отчета ведомственный реестр планов процедур. Документы «План процедур», сформированные главным распорядителем и подведомственными заказчиками, направляются средствами АИСГЗ или на бумажном носителе в орган исполнительной власти, уполномоченный на размещение государственного заказа.

5)Орган исполнительной власти на основании документов «План процедур», пришедших от ГРСБ и подведомственных заказчиков, формирует в виде отчета Единый реестр планов процедур.

Документ «План процедур» состоит из заголовка и табличной части.

К заголовку относится информация из следующих полей: 

«План процедур на ____ год» 

«N» – номер документа. 

«От» – дата создания документа, поле связано с календарем, автоматически проставляется текущая дата.

«Главный распорядитель» – поле заполняется из документа «Перечень нужд».

«Заказчик» – поле заполняется из документа «Перечень нужд».

«Сумма по документу (руб.)» - поле заполняется автоматически путем суммирования полей «Лимит (руб.)» в табличной части документа.

Таблица содержит следующие поля:

«N строки» – поле заполняется автоматически при нажатии кнопки «Нумеровать».

«N процедуры» – заполняется из поля «N группировки строк» документа «Перечень нужд».

«Наименование процедуры»
«Наименование лота» - заполняется из поля «Наименование продукции (точное)» документа «Перечень нужд».

«Способ размещения» – поле заполняется из выпадающего списка. 

«Лимит (руб.)» – заполняется из соответствующего поля документа «Перечень нужд».

«Код комиссии» – код комиссии, которая будет рассматривать данную закупку. Поле связано со справочником «Комиссии». Для вызова справочника выделите данное поле и нажмите кнопку «Справочник».

«Код получателя» – поле связано со справочником «Заказчики и получатели».

«Получатель» – поле связано со справочником «Заказчики и получатели».

«Дата проведения» – дата проведения процедуры. Поле связано с календарем.

«Основание (для единственного источника)». Поле связано со справочником.
При заполнении полей «Лимит (руб.)», «Способ размещения», «Код комиссии» производится проверка на соответствие действующим нормативным правовым актам.

При получении замечаний или необходимости самостоятельно изменить документ «План процедур» до момента формирования КЭРППиТ Единого реестра планов процедур государственные заказчики и ГРСБ могут вносить изменения в свой план процедур по аналогии с порядком внесения изменений в документ «Перечень нужд».

Актуализация ведомственных и единого реестра планов процедур проводится ежеквартально - в начале соответствующего квартала на основании откорректированных документов ГРСБ и подведомственных заказчиков, отосланных за десять дней до начала квартала.

ГРСБ и подведомственные заказчики имеют возможность при необходимости корректировать документ «План процедур» по фактическому состоянию бюджета и проведения закупок, а также при обновлении в АИСГЗ справочников комиссий и способов размещения государственного заказа.

Ведение реестра государственных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов

Все государственные контракты (договоры), заключенные по результатам размещения заказов, подлежат учету в реестре государственных контрактов (далее – реестры контрактов). Реестр контрактов, заключенных от имени государственного образования, формирует уполномоченный на это орган местного самоуправления, который должен в своей работе руководствоваться следующими рекомендациями Федерального закона:

1)в реестрах контрактов должны содержаться сведения: о наименовании заказчика; источнике финансирования; способе размещения заказа; дате подведения итогов проведения запроса котировок и реквизитах документа, подтверждающего основание заключения контракта; о дате заключения контракта; о предмете, цене контракта и сроках его исполнения; о наименовании, месте нахождения (для юридических лиц), фамилии, имени, отчестве, месте жительства, идентификационном номере налогоплательщика (для физических лиц) поставщика (исполнителя, подрядчика); об исполнении контракта;

2)заказчики в течение трех рабочих дней со дня заключения государственного контракта направляют указанные выше сведения в уполномоченный на ведение реестров контрактов орган местного самоуправления (сведения об исполнении контракта направляются в течение трех рабочих дней со дня его исполнения или расторжения);

3)сведения, содержащиеся в реестрах контрактов, должны быть доступны для ознакомления на официальном сайте без взимания платы;

4)порядок ведения реестров контрактов, требования к средствам, обеспечивающим пользование официальным сайтом, на котором размещаются указанные реестры, устанавливаются Правительством Российской Федерации;

5)сведения, касающиеся размещения заказов и заключения контрактов и составляющие государственную тайну, включаются в отдельный реестр контрактов и не подлежат опубликованию в средствах массовой информации и размещению в сети Интернет.

Реестр государственных контрактов позволяет контролирующим и представительным органам: анализировать, как проходит реализация государственного заказа; определять, по результатам какой процедуры заключены контракты, выявлять экономию бюджетных средств; использовать внесенные в реестр сведения для составления статистической отчетности по установленной Роскомстатом форме. 

Основное преимущество единого реестра государственных контрактов состоит в том, что в него заносятся сведения о контрактах всех подведомственных государственных учреждений, а это позволяет в дальнейшем анализировать расходы, направленные на выполнение государственных нужд, предусмотренных бюджетом государственного образования.

Порядок предоставления сведений о размещении заказов в органы государственной статистической отчетности

Главные распорядители средств местного бюджета, осуществляющие размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд представляют сведения о проведении торгов на размещение заказов по форме № 1-торги (квартальная) в территориальный орган Росстата в субъекте Российской Федерации по установленному им адресу до 20 числа после отчетного периода.

Отчитывающаяся организация указывает свой код по ОКПО, код формы по ОКУД, наименование учреждения и почтовый адрес. Форма состоит из двух разделов: «Общие сведения о размещении заказов» и «Количественные и стоимостные характеристики размещения заказа».

«Общие сведения о размещении заказа» содержат информацию о том, что процедура осуществлена для государственных нужд и основным источником финансирования торгов и других способов закупок являются средства местного бюджета.

В разделе «Количественные и стоимостные характеристики размещения заказа» указываются сведения о количественных и стоимостных характеристиках (всего) по торгам и другим способам закупок, в том числе по видам торгов и способам закупок в рамках перечисленного перечня показателей. 

Сведения о проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров (работ и услуг) для государственных нужд и других способов закупок представляются главными распорядителями средств бюджетов, осуществляющими размещение заказа для государственных нужд. При этом главный распорядитель включает в свой отчет сведения о торгах и других способах закупок, проведенных не только непосредственно им самим, но и подведомственными организациями. Если торги не проводились, либо закупки не осуществлялись, необходимо сообщить об этом письмом или на бланке отчета в сроки представления отчетов в адрес Росстата.

  На лицевой части формы указывается полное наименование отчитывающейся организации и в скобках - краткое наименование. В строке «Почтовый адрес» указывается наименование субъекта Российской Федерации, а потом юридический адрес с почтовым индексом. В отчет по форме № 1-торги главные распорядители вносят все показатели, предусмотренные Федеральным законом № 94-ФЗ, а также указывают закупки на сумму, не превышающую установленного центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке. Данные показываются в целых числах с нарастающим итогом с начала года в единицах измерения, указанных в форме. Не включаются в отчет сведения по конкурсам, если они проводятся не в целях осуществления закупок для государственных нужд (творческие конкурсы, конкурсы профессионального мастерства и т.д.).