Статьи Федерального закона № 94 (94 ФЗ)

Статья 1 Статья 2
Статья 3 Статья 4
Статья 5 Статья 6
Статья 7 Статья 8
Статья 9 Статья 10
Статья 11 Статья 12
Статья 13 Статья 14
Статья 15 Статья 16
Статья 17 Статья 17.1
Статья 17.2 Статья 18
Статья 19 Статья 20
Статья 21 Статья 22
Статья 23 Статья 24
Статья 25 Статья 26
Статья 27 Статья 28
Статья 29 Статья 30
Статья 31 Статья 31.1
Статья 31.2 Статья 31.3
Статья 31.4 Статья 31.5
Статья 31.6 Статья 31.7
Статья 32 Статья 33
Статья 34 Статья 35
Статья 36 Статья 37
Статья 38 Статья 39
Статья 40 Статья 41
Статья 41.1 Статья 41.2
Статья 41.3 Статья 41.4
Статья 41.5 Статья 41.6
Статья 41.7 Статья 41.8
Статья 41.9 Статья 41.10
Статья 41.11 Статья 41.12
Статья 42 Статья 43
Статья 44 Статья 45
Статья 46 Статья 47
Статья 48 Статья 49
Статья 50 Статья 51
Статья 52 Статья 53
Статья 54 Статья 55
Статья 55.1 Статья 55.2
Статья 56 Статья 57
Статья 58 Статья 59
Статья 60 Статья 61
Статья 62 Статья 63
Статья 64 Статья 65

 

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 94 «О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ НА ПОСТАВКИ ТОВАРОВ,
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД»(94 ФЗ), СТАТЬЯ 55.

Статья 55. случаи размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). комментарий к статье 55

В статье установлено значение понятия "размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, заказчика)" (ч. 1); определены одиннадцать случаев, когда допускается размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (ч. 2).
1. Под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд или муниципальных нужд, при котором заказчик предлагает заключить государственный контракт или муниципальный контракт только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).
2. Размещение заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд или муниципальных нужд у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случаях, перечисленных в комментируемой статье (перечень случаев является исчерпывающим).
1) Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (действующий в ред. Федеральных законов от 08.08.2001 N 126-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 10.01.2003 N 16-ФЗ, от 26.03.2003 N 39-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ) определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий (см. ст. 1 Федерального закона "О естественных монополиях").
Федеральный закон "О естественных монополиях" распространяется на отношения, которые возникают на товарных рынках Российской Федерации и в которых участвуют субъекты естественных монополий, потребители, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
Предусмотренное Федеральным законом "О естественных монополиях" регулирование деятельности субъектов естественных монополий не может применяться в сферах деятельности, не относящихся к естественным монополиям, за исключением случаев, установленных федеральными законами (см. ст. 2 Федерального закона "О естественных монополиях").
Для целей Федерального закона "О естественных монополиях" применяются следующие определения основных понятий:
естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;
субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии;
потребитель - физическое или юридическое лицо, приобретающее товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии;
руководитель субъекта естественной монополии (иного хозяйствующего субъекта) - лицо, уполномоченное выступать без доверенности от имени субъекта естественной монополии (иного хозяйствующего субъекта).
Понятия "товар", "товарный рынок", "хозяйствующие субъекты", "группа лиц" применяются соответственно в значениях, указанных в ст. 4 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Понятие "инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования" применяется в значении, указанном в ст. 2 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (см. ст. 3 Федерального закона "О естественных монополиях" в ред. Федерального закона от 10 января 2003 г. N 16-ФЗ).
Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (действующий в редакции Законов РФ от 24.06.1992 N 3119-1, от 15.07.1992 N 3310-1; Федеральных законов от 25.05.1995 N 83-ФЗ, от 06.05.1998 N 70-ФЗ, от 02.01.2000 N 3-ФЗ, от 30.12.2001 N 196-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 09.10.2002 N 122-ФЗ, от 07.03.2005 N 13-ФЗ) определяет организационные и правовые основы предупреждения и пресечения:
монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках в Российской Федерации;
ограничения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными наделенными функциями или правами указанных органов власти органами или организациями.
Закон направлен на обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности на территории Российской Федерации и на создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (см. ст. 1 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках").
Антимонопольное законодательство основывается на Конституции РФ и состоит из Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", федеральных законов, регулирующих отношения, предусмотренные ст. 2 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Отношения, предусмотренные ст. 2 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", могут регулироваться также указами Президента РФ, которые не должны противоречить Закону РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и федеральным законам.
На основании и во исполнение Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", федеральных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления, регулирующие отношения, предусмотренные ст. 2 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
В случае противоречия указа Президента РФ или постановления Правительства РФ Закону РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" или федеральному закону применяется Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" или соответствующий федеральный закон (см. ст. 1.1 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках").
Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" действует на всей территории РФ.
Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" распространяется на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках в Российской Федерации, в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации, а также физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" применяется и в тех случаях, когда действия и соглашения, соответственно совершаемые либо заключаемые указанными лицами за пределами территории РФ, приводят или могут привести к ограничению конкуренции или влекут за собой другие отрицательные последствия на рынках в Российской Федерации.
Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" не распространяется на отношения, связанные с объектами исключительных прав, за исключением случаев, если соглашения, связанные с их использованием, направлены на ограничение конкуренции либо приобретение, использование и нарушение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности могут привести к недобросовестной конкуренции.
Отношения, связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках финансовых услуг, за исключением случаев, когда складывающиеся на этих рынках отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках, регулируются федеральными законами (см. ст. 2 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках").
В Законе РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках") используются следующие понятия:
товар - продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;
взаимозаменяемые товары - группа товаров, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что покупатель действительно заменяет или готов заменить их друг другом в процессе потребления (в том числе производственного);
товарный рынок - сфера обращения товара, не имеющего заменителей, либо взаимозаменяемых товаров на территории Российской Федерации или ее части, определяемой исходя из экономической возможности приобретателя приобрести товар на соответствующей территории и отсутствия этой возможности за ее пределами;
хозяйствующие субъекты - российские и иностранные коммерческие организации, некоммерческие организации, за исключением не занимающихся предпринимательской деятельностью, в том числе сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также индивидуальные предприниматели;
конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;
недобросовестная конкуренция - любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанести ущерб их деловой репутации;
доминирующее положение - исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65 процентов и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 65 процентов, если это установлено антимонопольным органом, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке, относительного размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот рынок новых конкурентов или иных критериев, характеризующих товарный рынок. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35 процентов;
монополистическая деятельность - противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции;
монопольно высокая цена - цена товара, которая устанавливается занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом и при которой данный хозяйствующий субъект компенсирует либо может компенсировать необоснованные затраты и (или) получает либо может получить прибыль существенно более высокую, чем это может быть в сопоставимых условиях или условиях конкуренции;
монопольно низкая цена - цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, результатом установления которой является или может являться ограничение конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка;
приобретение акций (долей) в уставном капитале хозяйственных обществ - покупка, а также получение иной возможности осуществления самостоятельно или через представителей воплощенных в этих акциях (долях) прав голоса на основании договоров доверительного управления, о совместной деятельности, поручения, других сделок или по иным основаниям;
группа лиц - группа юридических и (или) физических лиц, применительно к которым выполняется одно или несколько следующих условий:
- лицо или несколько лиц совместно в результате соглашения (согласованных действий) имеют право прямо или косвенно распоряжаться (в том числе на основании договоров купли-продажи, доверительного управления, о совместной деятельности, поручения или других сделок или по иным основаниям) более чем 50 процентами от общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли одного юридического лица. При этом под косвенным распоряжением голосами юридического лица понимается возможность фактического распоряжения ими через третьих лиц, по отношению к которым первое лицо обладает вышеперечисленным правом или полномочием;
- лицо или несколько лиц получили возможность на основании договора или иным образом определять решения, принимаемые другими лицом или лицами, в том числе определять условия ведения другими лицом или лицами предпринимательской деятельности, либо осуществлять полномочия исполнительного органа других лица или лиц на основании договора;
- лицо имеет право назначать единоличный исполнительный орган и (или) более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа юридического лица и (или) по предложению лица избрано более 50 процентов состава Совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления юридического лица;
- физическое лицо осуществляет полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица;
- одни и те же физические лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры и (или) лица, предложенные одним и тем же юридическим лицом, составляют более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления двух и более юридических лиц или по предложению одних и тех же юридических лиц избрано более 50 процентов состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления двух и более юридических лиц;
- физическое лицо, исполняющее трудовые обязанности в юридическом лице или во входящих в одну группу лиц юридических лицах, одновременно является единоличным исполнительным органом другого юридического лица либо физические лица, исполняющие трудовые обязанности в юридическом лице или во входящих в одну группу лиц юридических лицах, составляют более чем 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления другого юридического лица;
- одни и те же физические лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры и (или) юридические лица имеют право самостоятельно или через представителей (поверенных) распоряжаться более чем 50 процентами голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли каждого из двух и более юридических лиц;
- физические лица и (или) юридические лица имеют право самостоятельно или через представителей (поверенных) распоряжаться в сумме более чем 50 процентами голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли одного юридического лица, и одновременно данные физические лица, их супруги, родители, дети, братья, сестры и (или) лица, предложенные одним и тем же юридическим лицом, составляют более 50 процентов состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления другого юридического лица;
- юридические лица являются участниками одной финансово-промышленной группы;
- физические лица являются супругами, родителями и детьми, братьями и (или) сестрами;
- положения относительно группы лиц распространяются на каждое входящее в указанную группу лицо;
аффилированные лица - физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность;
аффилированными лицами юридического лица являются:
член его совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления, член его коллегиального исполнительного органа, а также лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа;
лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное юридическое лицо;
лица, которые имеют право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;
юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица;
если юридическое лицо является участником финансово-промышленной группы, к его аффилированным лицам также относятся члены советов директоров (наблюдательных советов) или иных коллегиальных органов управления, коллегиальных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы, а также лица, осуществляющие полномочия единоличных исполнительных органов участников финансово-промышленной группы;
аффилированными лицами физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, являются:
лица, принадлежащие к той группе лиц, к которой принадлежит данное физическое лицо;
юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.
Положения Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", относящиеся к хозяйствующим субъектам, распространяются на группу лиц (см. ст. 4 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках").
Федеральным законом "О естественных монополиях" регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:
транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
транспортировка газа по трубопроводам;
железнодорожные перевозки;
услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
услуги общедоступной электрической и почтовой связи;
услуги по передаче электрической энергии;
услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
услуги по передаче тепловой энергии (см. п. 1 ст. 4 Федерального закона "О естественных монополиях").
В соответствии с реализуемой по решению Правительства РФ демонополизацией рынка железнодорожных перевозок осуществляется переход от регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок к регулированию деятельности субъектов естественных монополий в сфере предоставления услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования (см. п. 2 ст. 4 Федерального закона "О естественных монополиях").
Антимонопольные требования к проведению конкурса на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и нужд местного самоуправления установлены в ст. 9 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
При проведении конкурса не допускается:
создание преимущественных условий участия в конкурсе, в том числе доступа к конфиденциальной информации, уменьшение платы за участие в конкурсе для отдельных участников конкурса;
участие в конкурсе организаторов конкурса, их сотрудников и аффилированных лиц;
осуществление организатором конкурса координации деятельности его участников, в результате которой имеется либо может иметь место ограничение конкуренции между участниками конкурса или ущемление интересов его участников;
необоснованное ограничение доступа к участию в конкурсе (см. п. 1 ст. 9 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках").
Нарушение правил, установленных ст. 9 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", является основанием для признания судом конкурса недействительным (см. п. 2 ст. 9 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках").
2) Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если осуществляется оказание услуг водоснабжения и водоотведения в условиях естественных монополий.
3) Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если осуществляются поставки культурных ценностей, в том числе музейных предметов и музейных коллекций, а также редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов, включая копии, имеющие историческое, художественное или иное культурное значение, взятых государством под охрану как памятники истории и культуры и предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофонда и иных аналогичных фондов.
Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты (ст. 3 Закона РФ от 09.10.92 N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"). Данное понятие разъясняется в Законе РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей". Культурные ценности - движимые предметы материального мира, находящиеся на территории РФ, а именно:
культурные ценности, созданные отдельными лицами или группами лиц, которые являются гражданами РФ;
культурные ценности, имеющие важное значение для Российской Федерации и созданные на территории РФ иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими на территории РФ;
культурные ценности, обнаруженные на территории РФ;
культурные ценности, приобретенные археологическими, этнологическими и естественно-научными экспедициями с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности;
культурные ценности, приобретенные в результате добровольных обменов;
культурные ценности, полученные в качестве дара или законно приобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности (ст. 6 Закона РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей").
Под действие Закона РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей" подпадают, в частности, следующие категории предметов:
исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства); предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;
художественные ценности, в том числе картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов; художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы;
гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы;
старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях;
редкие рукописи и документальные памятники;
архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы;
почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях;
старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования;
другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры (ст. 7 Закона РФ "О вывозе и ввозе культурных ценностей").
Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации основывается на положениях Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, Основ законодательства РФ о культуре и осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов РФ законами субъектов РФ в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, связанные с землепользованием и градостроительной деятельностью, регулируются земельным законодательством РФ, законодательством РФ о градостроительной и об архитектурной деятельности, законодательством РФ об охране окружающей среды и Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Имущественные отношения, возникающие при сохранении, использовании, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются гражданским законодательством РФ с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Разграничение собственности на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, находящиеся в государственной собственности, осуществляется федеральным законом, регулирующим отнесение объектов культурного наследия к федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности (см. ст. 2 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
К объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Объекты культурного наследия в соответствии с Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" подразделяются на следующие виды:
памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее - объекты археологического наследия);
ансамбли - четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, строений и сооружений фортификационного, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения, а также памятников и сооружений религиозного назначения (храмовые комплексы, дацаны, монастыри, подворья), в том числе фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям; произведения ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства (сады, парки, скверы, бульвары), некрополи;
достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории РФ, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок; места совершения религиозных обрядов (см. ст. 3 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
Объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения:
объекты культурного наследия федерального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия;
объекты культурного наследия регионального значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта РФ;
объекты культурного наследия местного (муниципального) значения - объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры муниципального образования (ст. 4 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
В Российской Федерации ведется единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - реестр), содержащий сведения об объектах культурного наследия. Реестр представляет собой государственную информационную систему, включающую в себя банк данных, единство и сопоставимость которых обеспечиваются за счет общих принципов формирования, методов и формы ведения реестра. Сведения, содержащиеся в реестре, являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию. Положение о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации утверждается Правительством РФ (ст. 15 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
Реестр формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (ст. 16 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
Отнесение памятников истории и культуры к объектам культурного наследия соответствующей категории и к выявленным объектам культурного наследия в соответствии с Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" осуществляется в соответствии со ст. 64 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
В указанной статье законодатель постановил отнести:
памятники истории и культуры республиканского значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством РСФСР и законодательством РФ, к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в реестр, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
объекты исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством РФ по состоянию на день вступления в силу (см. комментарий к ст. 46) Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в реестр, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры", к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, за исключением случаев отнесения указанных памятников истории и культуры к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
объекты, являющиеся на день вступления в силу Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" вновь выявленными памятниками истории и культуры на основании Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры", к выявленным объектам культурного наследия с последующим переоформлением документов, предусмотренных ст. 17 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в порядке, установленном Правительством РФ.
Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством РФ и Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (см. ст. 5 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
Под государственной охраной объектов культурного наследия в целях Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (ст. 6 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
Следует учитывать также положения ст. 63 "Срок и пределы действия нормативных актов об охране и использовании памятников истории и культуры Российской Федерации" Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Впредь до вступления в силу утвержденных Правительством РФ нормативных актов, издание которых отнесено Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к полномочиям Правительства РФ, но не позднее 31 декабря 2010 года сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Российской Федерации, установленные Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. N 865 (СП СССР, 1982, N 26, ст. 133) и применяемым постольку, поскольку указанные правила не противоречат Федеральному закону "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (см. п. 1 ст. 63 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
Впредь до принятия федерального закона, разграничивающего объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности, на федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность приостановлена (см. п. 2 ст. 63 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"; нормы п. 2 ст. 63 не распространяются на имущество федерального железнодорожного транспорта, относящееся к объектам культурного наследия):
приватизация объектов культурного наследия федерального значения;
регистрация права федеральной собственности, права собственности субъектов РФ либо органа местного самоуправления на объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности.
Впредь до включения объекта культурного наследия в реестр в порядке, установленном Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия применяются охранно-арендные договоры, охранные договоры и охранные обязательства, установленные Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. N 865.
Впредь до включения объекта культурного наследия в реестр в порядке, установленном Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", но не позднее 31 декабря 2010 г. подлежат государственной регистрации требования к сохранению объекта культурного наследия, изложенные в охранно-арендном договоре, охранном договоре и охранном обязательстве и являющиеся обременением, стесняющим правообладателя при осуществлении им права собственности либо иных вещных прав на данный объект недвижимого имущества.
Договоры аренды, договоры безвозмездного пользования, закрепляющие за физическими и юридическими лицами - пользователями памятниками истории и культуры соответствующие памятники истории и культуры, находящиеся в государственной собственности, подлежат переоформлению с участием соответствующих органов охраны объектов культурного наследия и с учетом требований Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (см. п. 3 ст. 63 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
Впредь до начала проведения историко-культурной экспертизы в порядке, установленном Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", но не позднее 31 декабря 2010 года сохраняются порядок согласования градостроительной и проектной документации и порядок согласования и выдачи разрешений на проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, установленные статьями 31, 34, 35, 40, 42 Закона РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" (см. п. 4 ст. 63 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
Историко-культурная экспертиза - государственная экспертиза, проводимая в соответствии с гл. 5 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в целях:
обоснования включения объекта культурного наследия в реестр;
определения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;
обоснования изменения категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, исключения объекта культурного наследия из реестра;
определения соответствия проектов зон охраны объекта культурного наследия, градостроительной и проектной документации, градостроительных регламентов, намечаемых землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, а также проектов проведения указанных работ требованиям государственной охраны объекта культурного наследия;
определения степени соответствия проектной документации и производственных работ нормативным требованиям к сохранению объекта культурного наследия;
отнесения объекта культурного наследия к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации или к объектам всемирного культурного наследия (см. ст. 28 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
Зоны охраны памятников истории и культуры, установленные в соответствии с законодательством РСФСР и законодательством РФ вокруг памятников истории и культуры республиканского и местного значения, отнесены соответственно к зонам охраны объектов культурного наследия федерального и регионального значения (см. п. 5 ст. 63 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
Заключение историко-культурной экспертизы оформляется в виде акта, в котором содержатся результаты исследований, проведенных экспертами в установленном порядке. Заключение историко-культурной экспертизы является основанием для принятия решения соответствующим органом охраны объектов культурного наследия о возможности проведения работ, а также для принятия иных решений, вытекающих из заключения об объектах историко-культурной экспертизы.
В случае несогласия с заключением историко-культурной экспертизы соответствующий орган охраны объектов культурного наследия по собственной инициативе либо по заявлению заинтересованного лица вправе назначить повторную экспертизу в порядке, установленном Правительством РФ. В случае несогласия с решением соответствующего органа охраны объектов культурного наследия физическое или юридическое лицо может обжаловать это решение в суд (см. ст. 32 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
Впредь до утверждения Правительством РФ положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в Российской Федерации сохраняется порядок отнесения объектов, представляющих историко-культурную ценность, к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, установленный законодательством РСФСР и законодательством РФ (см. п. 6 ст. 63 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры, а также выявленные объекты культурного наследия) могут приватизироваться в порядке и способами, которые установлены Федеральным законом N 178-ФЗ, при условии их обременения обязательствами по содержанию, сохранению и использованию (далее - охранное обязательство).
В соответствии с п. 62 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры (утверждено Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. N 865; приложение к Приказу Министерства культуры СССР от 29 сентября 1982 г. N 604) охранные обязательства выдаются местным государственным органам охраны памятников:
государственными, кооперативными и иными общественными предприятиями, учреждениями, организациями, а также другими организациями и лицами, использующими памятники истории и культуры для научных, культурно-просветительных, туристских и иных целей;
жилищными управлениями (отделами) исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов, использующими недвижимые памятники (в соответствии с их характером и назначением) как жилые помещения;
общественными организациями и гражданами, в собственности которых находятся недвижимые памятники;
предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, в пользование которым предоставлены земли с расположенными на них недвижимыми памятниками, за исключением памятников, используемых на основе охранно-арендных и охранных договоров;
предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами, в пользовании или собственности которых находятся движимые памятники.
Мероприятия по обеспечению сохранности памятников истории и культуры, предусмотренные охранными обязательствами, осуществляются за счет средств пользователей или собственников памятников (см. п. 64 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры).
Условия охранных обязательств в отношении отнесенных к объектам культурного наследия архитектурных ансамблей, усадебных и дворцово-парковых комплексов, являющихся сложными вещами, распространяются на все их составные части.
В соответствии со ст. 134 ГК РФ если разнородные вещи образуют единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, они рассматриваются как одна вещь (сложная вещь). Действие сделки, заключенной по поводу сложной вещи, распространяется на все ее составные части, если договором не предусмотрено иное.
Условия охранных обязательств определяются в отношении:
объектов культурного наследия федерального значения - федеральным органом охраны объектов культурного наследия (в соответствии с п. 4 Положения о подготовке и выполнении охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия - Министерством культуры РФ);
объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия муниципального значения - органами исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченными в области охраны объектов культурного наследия, в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" Правительство РФ непосредственно или через федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ в области государственной охраны объектов культурного наследия (далее - федеральный орган охраны объектов культурного наследия), осуществляет меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия.
Охранное обязательство оформляется в порядке, установленном законодательством РФ, одновременно с заключением сделки приватизации.
Правительство РФ приняло Постановление от 16.12.2002 N 894 "О порядке подготовки и выполнения охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия". Постановлением было утверждено Положение о подготовке и выполнении охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия (далее в комментарии к ст. 55 - Положение).
В п. 2 Постановления Правительства РФ от 16.12.2002 N 894 установлено, что в отношении объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия, приватизация которых не завершена на дату вступления в силу указанного Постановления, охранные обязательства разрабатываются в соответствии с Положением, за исключением случаев, когда до указанной даты в установленном порядке было направлено предложение о совершении сделки приватизации указанных объектов.
На объекты культурного наследия, приватизированные в соответствии с законодательством РФ до вступления в силу Постановления, действие Положения распространяется в части выполнения собственником объекта культурного наследия принятых охранных обязательств, контроля за их выполнением, а также порядка подтверждения выполнения охранных обязательств.
В отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), приватизированных в соответствии с ранее действовавшим законодательством РФ, но без оформления охранных обязательств, охранные обязательства разрабатываются и оформляются в порядке, определенном Положением (см. п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.12.2002 N 894).
Положение в соответствии с законодательством РФ о приватизации и законодательством РФ об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации устанавливает требования к подготовке, содержанию и выполнению охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия, меры по контролю за их выполнением, а также требования к подтверждению их выполнения собственниками объектов культурного наследия.
Подготовка охранных обязательств осуществляется в отношении объектов культурного наследия, являющихся самостоятельными объектами приватизации, а также в отношении объектов культурного наследия, входящих в состав имущественных комплексов унитарных предприятий (см. п. 1 - 3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.12.2002 N 894).
Порядок и сроки направления охранного обязательства органом охраны объектов культурного наследия в орган исполнительной власти, к компетенции которого относится подготовка решений об условиях приватизации, согласовываются указанными органами исходя из планируемых сроков приватизации объектов культурного наследия (п. 5 - 7 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.12.2002 N 894).
Условия охранного обязательства включаются в:
решение об условиях приватизации объекта культурного наследия или имущественного комплекса унитарного предприятия, в составе которого приватизируется объект культурного наследия;
качестве существенных условий в договор купли-продажи объекта культурного наследия или имущественного комплекса унитарного предприятия, в составе которого приватизируется объект культурного наследия.
При приватизации унитарного предприятия путем преобразования его в открытое акционерное общество охранное обязательство в отношении объекта культурного наследия, приватизируемого в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, оформляется в виде приложения к передаточному акту.
При приватизации объекта культурного наследия или имущественного комплекса унитарного предприятия, в составе которого приватизируется объект культурного наследия, путем внесения их в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества условия охранного обязательства включаются в качестве существенных условий в договор купли-продажи акций.
Условия охранного обязательства:
разрабатываются на основании нормативных требований к сохранению объекта культурного наследия и должны обеспечивать его сохранение, содержание и использование с учетом особенностей, послуживших основанием для его отнесения к категории объектов культурного наследия, при любой намечаемой хозяйственной деятельности;
определяются с учетом вида объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования (см. п. 8 - 10 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.12.2002 N 894).
Условия охранного обязательства, касающиеся сохранения объекта культурного наследия, должны предусматривать:
а) финансирование, организацию и (или) выполнение собственником работ по сохранению объекта, в том числе консервацию, реставрацию, воссоздание, ремонт, приспособление объекта культурного наследия для современного использования или иных необходимых мероприятий;
б) перечень работ по сохранению объекта культурного наследия, проведение которых возлагается на собственника;
в) сроки (периодичность) выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, требования к качеству материалов и технологий, используемых при выполнении указанных работ, а в случае необходимости - технические характеристики материалов и технологий, допустимых для применения, а также требования к квалификации персонала, выполняющего соответствующие работы;
г) обязанность собственника в случае обнаружения в процессе работ археологических и иных не известных ранее объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, направить в 3-дневный срок со дня их обнаружения письменное сообщение о них в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия;
д) обязанность собственника при приватизации архитектурных ансамблей, усадебных и дворцово-парковых комплексов сохранять их композиционную целостность;
е) обязанность собственника при подготовке проектной документации и осуществлении производственных работ на объекте культурного наследия обеспечивать их соответствие нормам и правилам проведения ремонтных, строительных и реставрационных работ на объектах культурного наследия, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, осуществлять производственные работы на указанных объектах с разрешения (или при наличии согласования) органа охраны объектов культурного наследия или иных органов исполнительной власти;
ж) порядок подтверждения выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия.
Отдельные условия охранного обязательства, касающиеся сохранения объекта культурного наследия, могут быть изложены в виде плана ремонтно-реставрационных или иных работ и благоустройства территории объекта культурного наследия, утверждаемого в установленном порядке, с указанием:
сроков разработки и утверждения проектно-сметной документации;
ориентировочной стоимости работ;
предполагаемых сроков выполнения работ и порядка подтверждения их выполнения (см. п. 11 - 12 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.12.2002 N 894).
Необходимым условием охранных обязательств в отношении приватизируемых ансамблей, усадебных и дворцово-парковых комплексов, а также их составных частей является требование согласованного режима доступа населения к частям объекта культурного наследия, находящимся в собственности разных лиц (см. п. 15 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.12.2002 N 894).
По соглашению сторон при отчуждении объекта культурного наследия может предусматриваться обязанность собственника в месячный срок после перехода к нему права собственности на объект заключить на условиях, согласованных с органом охраны объектов культурного наследия, договор страхования объекта культурного наследия на случай его полного или частичного физического разрушения (см. п. 16 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.12.2002 N 894).
При передаче третьим лицам права владения и (или) пользования объектом культурного наследия его собственник обеспечивает соблюдение указанными лицами условий охранного обязательства, в том числе путем включения в договоры, предусматривающие переход права владения и (или) пользования объектом, требований о соблюдении условий охранного обязательства, касающихся использования объекта культурного наследия.
При отчуждении объекта культурного наследия условия охранного обязательства подлежат включению в договоры, предусматривающие переход права собственности на указанные объекты, в качестве существенных условий (см. п. 17 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.12.2002 N 894).
При отсутствии в охранном обязательстве, оформленном до вступления в силу Положения, требований о порядке подтверждения собственником выполнения условий охранных обязательств такое подтверждение осуществляется по запросу органа охраны объектов культурного наследия, направляемому собственнику, как правило, не чаще одного раза в 6 месяцев. Запрос направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.
При наличии у органа охраны объектов культурного наследия информации об обстоятельствах, которые причиняют или могут причинить ущерб объекту культурного наследия, указанный орган вправе направить запрос о подтверждении собственником выполнения условий охранного обязательства до истечения 6 месяцев с даты направления предыдущего запроса.
Предметом запроса может являться информация о выполнении условий охранного обязательства и соблюдении требований законодательства РФ об объектах культурного наследия, а также иная информация, необходимая для решения вопросов обеспечения сохранности объекта культурного наследия (см. п. 18 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.12.2002 N 894).
Охранное обязательство должно содержать требования к:
содержанию объекта культурного наследия;
условиям доступа граждан;
порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ;
иные обеспечивающие сохранность такого объекта требования.
Условия охранного обязательства, касающиеся содержания и использования объекта культурного наследия, должны обеспечивать:
сохранение объекта;
возможность реализации в установленном порядке права граждан на доступ к приватизированным культурным ценностям;
осуществление в установленном порядке контроля за исполнением условий охранного обязательства со стороны органа охраны объектов культурного наследия.
Условия охранного обязательства, касающиеся содержания и использования объекта культурного наследия, должны предусматривать:
а) обеспечение собственником соблюдения требований законодательства РФ в отношении порядка сохранения, содержания, использования и охраны объектов культурного наследия при передаче объекта во владение и (или) пользование третьим лицам;
б) порядок и условия обеспечения собственником доступа граждан к приватизированному объекту культурного наследия, в том числе в научных и образовательных целях, включая периодичность посещений, предельный размер взимаемой платы за посещения, а также основания и порядок изменения указанных условий;
в) сохранение профильной деятельности (услуг) объекта культурного наследия или социально значимого способа его использования, а также организацию обслуживания льготных категорий населения;
г) технические и иные параметры допустимого использования и содержания объекта культурного наследия в случаях, когда его состояние требует соблюдения определенного режима использования, а также приобретение на праве собственности или ином законном основании и применение необходимых для этого оборудования, инвентаря, устройств и материалов;
д) обеспечение собственником доступа к объекту культурного наследия представителей органа охраны объектов культурного наследия с целью осуществления ими в соответствии с законодательством РФ контроля за соответствием порядка сохранения, содержания и использования данного объекта условиям охранного обязательства и требованиям законодательства РФ об объектах культурного наследия, предоставление указанному органу необходимых документов и иной информации, относящихся к предмету проверки;
е) обязанности собственника:
осуществлять расходы по содержанию объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;
поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии;
не производить работы, изменяющие предмет охраны;
незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждении, аварии или ином обстоятельстве, причинивших ущерб объекту культурного наследия и его территории или угрожающих причинением такого ущерба, и безотлагательно принимать меры для предотвращения дальнейшего разрушения, а также незамедлительно проводить необходимые работы по его сохранению;
не использовать объект культурного наследия и его территорию:
под склады и производства взрывчатых и огнеопасных материалов, материалов, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты, а также материалов, имеющих вредные парогазообразные и иные выделения;
под производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от их мощности;
под производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ (см. п. 13 - 14 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.12.2002 N 894).
В случае, если интерьер внутренних помещений объекта культурного наследия не является предметом охраны данного объекта, обеспечение доступа граждан во внутренние помещения объекта культурного наследия не может быть вменено в обязанность собственника объекта культурного наследия.
В порядке, определенном Правительством РФ, утверждаются:
требования к подготовке охранных обязательств, их содержанию и выполнению;
меры по контролю за их выполнением;
требования к подтверждению выполнения этих обязательств собственником объекта культурного наследия.
В соответствии с Положением сведения, представляемые собственником в подтверждение выполнения условий охранного обязательства, должны быть полными и достоверными с приложением необходимой документации, подтверждающей проведение соответствующих работ, их объем, характеристики применяемых материалов, технологий и методик, а также иные сведения, относящиеся к выполнению условий охранного обязательства. Сведения представляются собственником в сроки, определенные условиями охранного обязательства, а при отсутствии сроков - в течение месяца после получения запроса органа охраны объектов культурного наследия.
В случае разногласий между собственником и соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также с целью определения степени соответствия проектной документации и производственных работ нормативным требованиям к сохранению объекта культурного наследия может быть в установленном порядке назначено проведение экспертизы или иных необходимых исследований. Расходы на проведение экспертизы и исследований осуществляет их заказчик (см. п. 20 - 21 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.12.2002 N 894).
Орган охраны объектов культурного наследия организует учет утвержденных им охранных обязательств, мониторинг их выполнения, а также осуществляет контроль за выполнением условий охранных обязательств (см. п. 22 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16

 

.

 

 

 

Постатейные коментарии к Федеральному законц № 94 (94-ФЗ)

к Статье 1 к Статье 2
к Статье 3 к Статье 4
к Статье 5 к Статье 6
к Статье 7 к Статье 8
к Статье 9 к Статье 10
к Статье 11 к Статье 12
к Статье 13 к Статье 14
к Статье 15 к Статье 16
к Статье 17 к Статье 18
к Статье 19 к Статье 20
к Статье 21 к Статье 22
к Статье 23 к Статье 24
к Статье 25 к Статье 26
к Статье 27 к Статье 28
к Статье 29 к Статье 30
к Статье 31 к Статье 32
к Статье 33 к Статье 34
к Статье 35 к Статье 36
к Статье 37 к Статье 38
к Статье 39 к Статье 40
к Статье 41 к Статье 42
к Статье 43 к Статье 44
к Статье 45 к Статье 46
к Статье 47 к Статье 48
к Статье 49 к Статье 50
к Статье 51 к Статье 52
к Статье 53 к Статье 54
к Статье 55 к Статье 56
к Статье 57 к Статье 58
к Статье 59 к Статье 60
к Статье 61 к Статье 62
к Статье 63 к Статье 64
к Статье 65  


E-mail Site Map Home